От китайских «Лад» до российских электромобилей: путь российского автопрома
Калининградский завод «Автотор» возобновил выпуск автомобилей, но вместо BMW, Kia и Hyundai здесь началась сборка моделей китайских брендов. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов представил амбициозные планы по запуску производства на трех площадках. В цехах бывшего завода «Рено Россия» после года простоя снова заработал главный конвейер. Рассказываем о «новых русских» моделях и проектах возрождения отечественного автопрома при содействии китайских партнеров.
«Каи» вместо «Киа»
С приходом новых автомобилей китайского производства на заводе «Автотор» стало понятно, что производство будет переведено на Китайскую модель еще осенью – когда были собраны последние автомобили Kia (сборка BMW и Hyundai завершилась ранее). Несмотря на стремительный перезапуск производства, о локализации пока не идёт речи. Как и в случае с «Москвичем», на «Автоторе» запущена отверточная сборка — то, с чего завод начинал в далекие 1990-е.

На конвейер «Автотора» первым встал седан Kaiyi E5 дочернего бренда Chery Auto. Вторая модель Kaiyi, которая будет собираться в России — компактный кроссовер Х3, технически являющийся аналогом Chery Tiggo 4. Его будут оснащать мотором 1.5 мощностью 116 л. с. Компанию Kaiyi Х3 составит версия с приставкой Pro: она отличается решеткой радиатора, дизайном торпедо, оснащением и 147-сильным турбомотором 1.5. Четвертой моделью марки Kaiyi, которую локализуют на «Автоторе» в этом году станет новый 4,7-метровый X7 Kunlun с 249-сильным турбомотором объемом 2,0 литра.

Из Пекина в Калининград
Следуя примеру Kaiyi, «Автотор» заключил соглашение о совместной сборке с китайским государственным концерном BAIC. В Калининграде производят кроссоверы BAIC X35 и седаны U5 Plus, позднее их дополнит рамный внедорожник BJ40 Plus (цены и комплектации моделей указаны в конце журнала). В течение года «Автотор» намерен запустить производство пяти моделей бренда.

Хотя локализация автомобилей BAIC российской сборки пока небольшая, завод вместе с китайскими партнерами разрабатывает план использования российских компонентов. На первом этапе запланировано внедрение аккумуляторов, стекол, бамперов, бачков омывателя, колесных дисков, шин, сидений и выхлопных систем. С нового года в Калининграде планируется наладить производство по полному циклу: сварка и окраска кузовов, а затем локализация штамповки.

В будущем модельный ряд BAIC, производимый здесь, расширят за счёт электромобилей. Электродвигатели, редукторы, инверторы, системы управления и другие детали для них будет изготавливать «Автотор».
«Итальянец» с китайским акцентом
В Калининграде компания Shineray будет собирать автомобили марки SWM. Марка SWM имеет итальянские корни и с 1971 года под этой маркой производились мотоциклы. В 1984 году производство было закрыто, а спустя 20 лет китайская Shineray Group выкупила права на бренд и организовала выпуск мототехники и автомобилей (совместно с Brilliance). Теперь машины SWM будут собираться в Калининграде.



На «Автоторе» собирают три кроссовера SWM: G01 и G01F средних размеров, а также полноразмерный G05 Pro. Если спрос на эти модели будет высоким, в проект пойдут инвестиции для расширения производства, запуска сварки и окраски кузовов, а также локализации комплектующих. Пока все это только в планах. Впрочем, российская и китайская стороны рассчитывают на долгосрочное сотрудничество и планируют разработать «дорожную карту» развития производства до 2032 года.
Китайские «Лады»
17 июня на предприятии «Лада Санкт-Петербург», бывшем заводе Nissan, купленном у японцев за 1 евро, начался сбор кроссоверов Lada X-Cross 5. Производство стало возможным благодаря китайцам, так как новый кроссовер Lada — это FAW Bestune T77.

АВТОВАЗ применил аналогичную схему ребрендинга уже сертифицированного в России автомобиля, как и завод «Москвич». Сборка китайских «Лад» будет осуществляться по такому же принципу, как сборка китайских «Москвичей»: крупноузловым методом из готовых машинокомплектов. При этом понадобится установить минимальное количество деталей, снятых с автомобиля перед отправкой в Россию. В дальнейшем обещают локализовать модель с помощью местных поставщиков автокомпонентов.
Вместо «Ларгуса» и «Шнивы»
Помимо Lada X-cross 5 на заводе «Лада Санкт-Петербург» запустят сборку седана D-сегмента и кроссовера FAW. Но китайские «Лады» — это не только локализованные модели крупнейшего государственного автоконцерна КНР. Сейчас разыскивают ещё двух китайских партнеров, которые помогут АВТОВАЗу перезапустить производство на бывшем СП GM AvtoVAZ (сейчас «Лада Запад Тольятти») и на простаивающем заводе «Лада Ижевск», где планировалось собирать электрические «Ларгусы». Переговоры планируют завершить в этом году.
«Мы стремимся предоставлять клиентам передовые продукты, часть которых пока не сертифицирована даже на территории Китая. Процесс сертификации занимает обычно девять месяцев. Кроме того, для данной модели потребуется дополнительная сертификация в России. Следовательно, о запуске новых моделей можно говорить лишь с учётом затраченного времени», — пояснил глава АВТОВАЗа Максим Соколов.
Без пыли в глаза
Приятно, что в проекте «китаизации» марки Lada используются сравнительно новые модели, которые прочно утвердятся на российском рынке и постепенно будут доведены до полной локализации. Локализация — ключевой момент нового проекта АВТОВАЗа, без которого экономическая выгода от всей истории отсутствует. Прямое завози машины из Китая проще и дешевле, но локализация позволит создать новые рабочие места и развить производство компонентной базы в России.
Не собираемся обманывать и говорим, что сегодня это китайский автомобиль. Но с учетом возможностей АВТОВАЗа и его инжинирингового центра, где трудятся 3500 специалистов, будем стремительно двигаться к локализации этого автомобиля, — подытожил Максим Соколов.
«Москвич» поехал по конвейеру
Сначала кроссоверы «Москвич» собирали на тележках, но завод переходит к серийному производству. Новый этап — запуск автоматизированной линии почти в пол километра, которая увеличила производительность цеха сборки более чем вдвое.

Во второй половине года на заводе начнётся сборка ещё одной модели — лифтбэка «Москвич 6», который является китайским Sehol Yao от JAC Motor. До конца года планируется выпустить 50 тысяч «Москвичей», включая 10 тысяч электрических. Московский автозавод станет одним из главных поставщиков машин для такси и каршеринга по всей стране. Первым заказчиком стал агрегатор «Яндекс.Такси», купивший 5 тысяч кроссоверов «Москвич 3», в том числе 2 тысячи электромобилей.

Сварка, окраска и свой электромобиль
В следующем году «Москвич» планирует произвести 100 тысяч автомобилей. Модельное разнообразие расширится на две модели кроссоверов, а сборка машин будет вестись по всему циклу, включая сварку и покраску кузовов. Одновременно будет осуществляться локализация комплектующих: сейчас в «Москвичах» используется только российское производство технических жидкостей и блока ЭРА-ГЛОНАСС. Импортзамещение кузовных деталей, глушителей, стекол, аккумуляторов, шин и колесных дисков является наиболее простой задачей, так как в России уже существуют производственные мощности для этого.

Начнет происходить самое интересное через пару лет. В 2025 году на заводе «Москвич» стартует выпуск электромобиля, созданного на универсальной платформе российской разработки с использованием отечественных компонентов. Подробности проекта завод обещает раскрыть позднее.
Что еще почитать:
Посетил завод по сборке китайских «Лад» и убедился во всем лично.