От дизельгейта до подушек-убийц: самые громкие скандалы в автоиндустрии
Декада с 2010 по 2020 года выдалась богатой на крупные скандалы, потрясшие мировое автомобильное сообщество. Все они произошли совершенно неожиданно, а некоторые из них серьезно повлияли на дальнейший вектор развития автомобильной промышленности.
За последнее десятилетие, которое можно иронично окрестить подростковыми годами XXI века, мы стали свидетелями стремительного роста IT-технологий, глобальных конфликтов, стихийных бедствий, фильмов о супергероях, ставших лидерами кассовых сборов, общей мобильности и даже массовой электрификации автомобильной промышленности. В тоже время этот период времени запомнился, как едва ли не самые возмутительные 10 лет автомобильной промышленности.
Дело Volkswagen
Dieselgate подобно бомбе взорвал все автомобильное сообщество в сентябре 2015 года, когда агентство по охране окружающей среды США (EPA) обвинило VW Group в нарушении Закона о чистом воздухе. Экологи обнаружили, что автопроизводитель устанавливал на свои дизельные моторы незаконное программное обеспечение, которое самостоятельно занижало уровень выбросов CO2 при подключении к измерительному оборудованию во время тестов. При обычной эксплуатации уровень выбросов превышал норму в 40 раз. В дальнейшем список «зараженных» двигателей расширялся. В начале обвинения касались только 2,0-литровых TDI. В ноября его пополнили 3,0-литровые дизельные V6, а еще позже стало известно о махинациях концерна с бензиновыми моторами.
“Дизельгейт”, начавшийся в сентябре 2015 года, превратился в снежный ком, который привел к отстранению верхушки руководства VW Group, миллиардам долларов в виде штрафов, тысячам отзывов, закрытию гоночных программ, в которых участвовали бренды, входящие в состав VW Group, и худшему публичному имиджу, который когда-либо был у Volkswagen.
“Дизельгейт” также является основной причиной недавнего нападения СМИ и общественности на электромобиль VW, который был воспринят как способ добиться помилования. Кроме того, скандал оказал сильное воздействие на рост производства и продаж электрокаров и гибридов.
Подушки безопасности Takata
Скандал с дефектными подушками безопасности Takata масштабен, но самое страшное, что он носит куда более драматичный характер, чем “Дизельгейт”. Было зарегистрировано 20 смертельных случаев и порядка 180 происшествий без летального исхода из-за неисправных японских подушек безопасности. Но и сегодня миллионы водителей все еще сталкиваются с риском смерти или серьезных увечий.
Все подушки безопасности устроены примерно по одному принципу: при аварии, взрывается пиропатрон, а газ от взрыва раскрывает саму подушку безопасности. В дефектных подушках Takata пиропатрон мог сработать преждевременно или с большей силой, что приводило к неконтролируемому выбросу частиц конструкции, в том числе металлического корпуса, в салон. Проще говоря, вместо того, чтобы спасать жизнь, подушка расстреливала водителя и пассажиров шрапнелью.
Масштаб проблемы колоссален. Компания Takata поставляла примерно 20% подушек безопасности многим автопроизводителям. Первый крупный отзыв был объявлен в 2008 году. Под него попали 4000 автомобилей Honda. Самая крупная отзывная кампания произошла в 2013 году, когда было отозвано более 3,6 миллионов автомобилей разных марок. Вплоть до декабря 2019 года выявлялись все новые автомобили, попадающие в группу риска. Массовые дефекты и последующие после санкции и отзывные кампании привели к банкротству компании Takata. В апреле 2019 года производитель был продан китайско-американской компании Key Safety Systems.
Карлос Гон: от ведущего топ-менеджера до побега из под ареста
Карлос Гон, один из самых обсуждаемых директоров в современной автомобильной индустрии. О нем писали книги, в Японии считали едва ли не героем за спасение компании Nissan, а его решения изучали в бизнес-школах. Но все изменилось.
В ноябре 2018 года Карлоса Гона арестовали по подозрению в финансовых махинациях. Главе альянса Renault-Nissan-Mitsubishi вменили сокрытие своих реальных доходов от ценных бумаг на Токийской фондовой бирже, использование средств и активов компании в личных целях, включая использование денег Nissan для оплаты семейного отдыха или ремонта особняка. Новость об аресте Гона обрушила акции Renault и Ниссана на 15% и 11% соответственно.
Гон удивил весь мир еще раз, когда в новогодние праздники 2020 года сбежал из-под домашнего ареста со своей квартиры в Токио. Что характерно, объявился в Ливане. Широко обсуждался не сам факт побега, а его исполнение. Топ-менеджер добрался из Токио до Осаки, где его ждал бизнес-джет и… крупногабаритный ящик от музыкальной аппаратуры, в который спрятали Карлоса Гона при проходе зон безопасности — в терминале бизнес-джетов Осаки нет рентгена для крупногабаритных грузов. Сейчас Гон скрывается в Ливане и выступает с заявлениями о своей невиновности и обвиняет руководство Nissan в заговоре.
GM против FCA
Этот скандал не столь масштабен, как “Дизельгейт”, но мы просто не могли обойти стороной борьбу двух автогигантов. Тем более, когда борьба идет в суде.
В ноябре 2019 года General Motors (GM) подала иск в суд против Fiat Chrysler Automobiles (FCA). GM обвиняет FCA в подкупе руководства профсоюза работников автомобильной промышленности United Automobile Workers (UAW) и намеренном подрыве процесса заключения коллективных договоров.
На 95 страницах судебного иска об организованной преступной деятельности сообщается о некоторых конкретных способов, которыми FCA добился трудовых уступок от UAW, в которых General Motors было отказано. В основе иска лежит расследование прокуратуры Восточного округа штата Мичиган, проведенное два года назад в отношении ряда представителей FCA и UAW. В деле указано, что в период с 2009 по 2015 год представители руководства FCA в обмен на выгодные условия коллективных договоров давали крупные взятки лидерам UAW. В частотности, GM обвиняет в организации коррупционной схемы бывшего главного управляющего FCA Серджо Маркьонне, который скончался в июле 2018 года.
Некоторые обвиняемые из UAW уже признали свою вину перед судом. Однако FCA заявляет, что категорически не согласны с обвинениями. Интересно, что судебный процесс был запущен в деликатное для FCA время — под слияние с французской группой PSA. К чему приведет этот скандал, нам еще только предстоит увидеть.