Оставайся и бунтуй: почему российские машины не пускают в Европу?
В общем-то, ничего неожиданного не произошло. Просто Прибалтийские страны – Эстония, Латвия и Литва – запретили въезд на свою территорию транспортным средствам с российскими номерными знаками. То же, как известно, имеет место в Германии, Финляндии и Польше. Еще некоторые страны стоят в положении низкого старта. Зачем они это делают?
Конкретной причины, по которой машинам из России перекрыли въезд в ЕС, нет. Таможня ссылается на какие-то санкции, касающиеся экспорта автомобилей. Так же есть размытая формулировка, которая говорит что-то о несовместимости истинной свободы, которую исповедуют страны победившей демократии, с пребыванием автомобильного транспорта, принадлежащего лицам, неспособным проповедовать эту самую свободу.
Темно, вяло и непонятно: то же самое можно было выразить короче. Россиянам просто хотят гадить на любых уровнях и любыми способами – вот и все. Не пустить, отобрать, конфисковать – и так далее.
Вообще-то европейцы демонстрируют откровенную глупость – и дело не только к нежелании разобраться в причинах нынешнего конфликта. Они не понимают, что те россияне, которые в нынешней обстановке стремятся на личных автомобилях попасть в Европу, в подавляющем большинстве случаев как раз не поддерживают российскую власть! Им гораздо комфортнее находиться там, в европах. А коли так, то от их присутствия антироссийские настроения могли бы только усилиться. Смотрите, мол, как стремятся к истинной свободе нормальные граждане России… Приезжайте к нам: мы таким гостям всегда рады! Но кто-то чего-то недодумал, а потому все вышло, как вышло. И нагадили, в общем-то, себе подобным.
Попытаться такими мерами вызвать недовольство тех, кого не пускают в Европу, надеясь, что они начнут «раскачивать лодку» и устраивать протесты в России? Похоже, что истинная причина запретов как раз в этом. Но такая мысль могла прийти в голову только недалекому евробюрократу, который никогда не бывал в нашей стране. Скорее эффект будет обратным. Ведь российская таможня дает добро: выезжайте куда хотите, а вот демократическая европейская – нет, да еще и норовит конфисковать машину при любом удобном случае.
Сегодня решение об изъятии автомобилей с российскими госномерами считается в ЕС законным. На пальцах пояснить эту глупость довольно сложно. Дескать, согласно действующему санкционному режиму, россиянам запрещается импортировать товары в Евросоюз. Но импорт можно трактовать довольно широко. Можно даже сказать, что импорт – это таможенная очистка с целью выпуска товара в свободное обращение. Понятно, что туристы не имеют реальной возможности растаможить автомобиль, да и не собираются его продавать, но само его наличие уже представляется кому-то нарушением санкционных правил. Поэтому даже туристическая поездка на личной машине в Евросоюз чревата риском вообще остаться без машины. Теоретически такие решения можно как-то оспаривать, но рассмотрение дела может занять и полгода, и год. Фактически автомобиль на это время превратится в недвижимость. Да и судится нужно на чужбине, а это траты на проживание и недешевых тамошних адвокатов.
Подобная евроглупость, впрочем, не везде проявляется одинаково. К примеру, Франция не перестала выдавать россиянам визы, причем их количество существенно не сократилось. Сами французы поясняют это тем, что Франция не выступала за полный разрыв отношений, в том числе на уровне гражданского общества, и вправе по-своему интерпретировать правила ЕС. Как следствие, во Францию идет довольно значительный поток россиян через Турцию, Армению, Сербию и даже Грузию. Австрийская таможня сообщила, что ей не известны случаи изъятия у граждан РФ личных вещей и автотранспорта. Власти Испании также пообещали ничего не отбирать у россиян, прибывших в ЕС не из РФ. А итальянцы говорят, что не станут запрещать въезд для автомобилей с российскими номерами.
В общем, повод для какого-либо запрета найти всегда несложно – так было и будет. Но до сих пор хочется верить в нормальные человеческие отношения.