Остались только китайцы и старые Лады: почему в России разучились разрабатывать автомобили?
Почему в России разучились разрабатывать автомобили? Хороший вопрос. Но вредный скептик тут же вкрадчиво спросит: мол, а разве мы когда-то умели это делать? После этого начнется длительная словесная перепалка…
В советские времена мы реально производили свои автомобили, которые ездили, работали и продавались, в том числе и на экспорт. По всей стране бегали ЗиЛ-130, а в такси работали ГАЗ-21 – фактически это была продукция натурального хозяйства, не опасавшаяся ни международных скандалов, ни разрывов добрососедских отношений. При этом мы даже умудрялись поставлять свои машины даже в, как сейчас бы сказали, «недружественные» страны – они были недорогими, ремонтопригодными и довольно крепкими. Экспорт давал валюту, но внутри страны машин не хвтатало: частники стояли в очередях за «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Несмотря на все трудности, наш автопром хоть и медленно, но развивался и даже не сильно отставал от Западного. Новое переднеприводное семейство, появившееся на ВАЗе в середине 80-х, не имело ничего общего со своими предками и даже по мировым меркам было конкурентоспособным (спасибо Porsche). А еще была «Нива», на годы опередившая зарубежных конкурентов. Да, при этом наш автопром выпускал и морально устаревшие модели. Но и на них был спрос. Все понимали, что отечественная «Волга» хуже «Мерседеса», но тут самое время вспомнить старую шуточку: «Не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет!» Мы тоже играли, как умели. И при этом никогда не сидели на какой-то импортной «игле» с комплектующими – разве что иногда, да по мелочи.
Хотим ли мы сегодня возврата к советской модели автопрома? В целом, наверное, нет. Да и не получится уже восстановить производство комплектующих тех же масштабов. А если говорить о современном уровне автопрома, то быстро выяснится, что сегодня на должном уровне мы не умеем производить практически ничего. Загибаем пальцы. Мы реально производим нормальное топливо, до последнего времени успешно поставляемое за рубеж. Еще делаем неплохие моторные масла и прочие технические жидкости. Можем делать нормальные генераторы, стартеры и аккумуляторы. Плюс мелочевку типа свечей зажигания, воздушных и масляных фильтров, предохранителей и т.п. Также в Росси производятся глушители, радиаторы, автомобильные стекла (но не остекленные крыши). Простейшее освещение, без LED-матриц и прочих лазеров, тоже потянем. Салон и сиденья – можем. Шины – ну, какие-то можем (при наличии натурального каучука). Еще способны делать подшипники, коробки передач и редукторы, но качество и уровень технологий здесь уже не дотягивает до мировых стандартов. Ну и штамповать детали из отечественного металла тоже вроде научились.
Но, можно ли из вышеперечисленного сделать автомобиль? Да нет, конечно же!
Вспомним известный фильм про освоение космоса – «Укрощение огня». Там хорошо показано, что для запуска крошечного шарика вокруг Земли пришлось создавать новые отрасли, которых раньше просто не существовало. В автопроме сегодня та же ситуация. Причина нехватки компонентов для современного автомобиля – это фактическое отсутствие целых отраслей промышленности. Микропроцессоры, присадки, блоки управления, подушки безопасности, программное обеспечение – все это должны создавать не ВАЗы и не ГАЗы. Вариантов два – либо покупать на стороне, либо все-таки развивать соответствующие производства в нашей стране. Сегодня работает первый вариант: пусть окольными путями, через третьи страны или напрямую от восточного соседа, но нужные компоненты к нам идут. Пока. Нужно понимать, что эти поставки могут прекратиться в любую секунду.
К сожалению, исторически сложилось так, что массовое производство ширпортреба вечно оказывалось у нас где-то не на первых ролях – и даже не на вторых. И никакой молодой талантливый инженер, решивший возродить автопром, сегодня не поможет. Он упрется в глухую стену отсутствия как нужных ему ресурсов, так и понимания со стороны руководства. Современный руководитель в автопроме – это, как правило, не классический образ бессребреника из фильма «Директор», а просто временщик, который прекрасно понимает, что завтра его заменят, и что никакие далекие перспективы ему не нужны. Он будет выступать на симпозиумах, рассуждать о стратегии развития, говорить о трудностях, но думать исключительно о зарубежном банковском счете и люксовой иномарке в гараже. Никакие отечественные автомобили ему не интересны по определению.
Мы умеем делать классную военную технику. Этому способствует как твердое желание высшего руководства – «Надо!», так и должное финансирование практически любых затрат. А автопром… Он, как бы это сказать, нужен, но больше на словах, чем на деле. Сложившаяся ситуация во многом всех устраивает. Как-то договорились с китайцами, перезапустили автозаводы, начали отгрузки обрусевших «Джаков», «Фавов» и прочих «Москвичей», которых раскупают чуть ли не с автовоза по ценам вдвое-втрое выше, чем в самом Китае. Схема работает: денежка капает и немаленькая. Потому многие руководители отечественных автозаводов убеждены, что бросаться разрабатывать свой собственный автомобиль сегодня не стоит – будет медленно, дорого и плохо.
Другое дело, электромобиль – тут какие-то шансы все же есть. Он проще по определению, а гигантского отставания в этой области у нас пока что нет, поскольку «электрички» сами по себе сравнительно молоды. Это нам пока что по силам. Но даже электромобили, если их разработать и выпускать в России, будут дороже китайских конкурентов. Плюс проблема с запасом хода и неразвитой сетью зарядок. Здесь нужны хорошие субсидии от государства, чтобы народ побежал покупать отечественные электромобили, а не устаревшие, но более дешевые и практичные, «Гранты» с «Вестами». Уже известно, что в 2025 году в России появится отечественный электромобиль ATOM, а в следующем году микроавтомобиль с электрическим приводом запустит в производство калининградский «Автотор». Но это – капля в море, которая никак не решает выше обозначенные проблемы отечественного автопрома.