Остались Лада да китайцы: какие машины будем покупать в 2023 году?
Авторынок входит в 2023 год в условиях неопределенности с поставками и спросом
Нашего человека никакими кредитными страшилками не запугать. Судите сами: в 2022 году российские банки выдали 567,4 тыс. автокредитов. Правда, по сравнению с 2021 годом произошло снижение на 30%, но интересно и другое: наметился повышенный спрос на машины с пробегом. В декабре 2022 года 60% сделок касалось именно таких автомобилей. В целом же за прошлый год статистика такова: автокредиты на подержанные машины составили 63% от общего объема, а в июне их доля доходила до 80 %.
Ставка в кредитном сегменте на покупку бэушных машин обычно выше, чем для новых автомобилей. Банкиры поясняют это тем, что машина является предметом залога банка, а в случае невыполнения договоренностей продать подержанный автомобиль будет тяжелее, нежели новый. Кроме того, страховка для машины с пробегом также обходится дороже – в среднем примерно на 30%. Поэтому, для создания финансовой «заначки» для оплаты ремонта подержанных машин, соответствующая ставка страховой премии для нее должна быть выше.
Что будет в 2023 году? Пока что банкиры уверены в одном: влиять на стоимость усредненного чека сильнее всего будут два параметра – продление государственной программы льготного кредитования на новые отечественные автомобили, а также рост стоимости самих автомобилей. Ожидаемая величина роста среднего чека может составлять примерно 10 – 25 %. Однако же очевидно, что нынешний год является труднопредсказуемым как по части поставок, так и касательно спроса. Оптимисты говорят о росте продаж примерно на 25 %, пессимисты же предсказывают снижение: склады пустеют, параллельный импорт ненадежен. И тут очень многое зависит от роста российского производства машин ценой до 2 млн рублей: его импортом не заменить.
Агентство «Автостат» полагает, что продажи новых легковушек вырастут примерно на 4 % – примерно до 650 тыс. шт. Ассоциация европейского бизнеса закладывает в свои прикидки рост рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 12% – до 770 тыс. машин. Впрочем, совершенно очевиден тот факт, что на уровень продаж новых автомобилей в первую очередь будут влиять геополитическая обстановка плюс валютный курс.
Между тем АвтоВАЗ, несмотря на резкое снижение поставок в Россию иномарок, активно требует повысить размер утильсбора, дабы защитить внутренний рынок от импортных автомобилей. Его глава, г-н Соколов отметил, что нынешний уровень в 170 тыс. рублей составляет менее 10% по многим моделям, а этого явно недостаточно. Однако Минпромторг пока что не торопится с подобными решениями. Ведь повышение сбора на практике приведет к росту цен и сохранению дефицита – роста локализации производства при этом не будет. На сегодня ситуация такова, что из крупных производителей легковушек остались только АвтоВАЗ, да Haval. Правда, на московском МАЗе запустили линейку JAC под собственным брендом, но вряд ли подобный уровень производства является достойным вкладом в развитие автопрома: сегодня это больше напоминает детский конструктор из готовых ненашенских деталей.
Реально массовый сегмент рынка будет пополняться все-таки за счет восточного соседа за длинной стеной – наверняка к нам приедут новые линейки относительно доступных седанов и кроссоверов. Что до параллельного импорта, то в нем можно рассчитывать в основном на люксовые модели, покупатели которых не обращают пристального внимания на ценники.