ОСАГО теперь считают по-новому: стало лучше или как всегда?
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не может похвастаться стабильностью: его постоянно дорабатывают. Очередные изменения появились в сентябре 2021 года. Примерно на сотне страниц изложена новая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт. Можно ли в ней разобраться?
Первым делом надо понять, что плохого было в прежней методике. Основная претензия известна: страховой выплаты не хватало на ремонт. В первую очередь это касалось ремонта у официального дилера – а где же еще надо чинить гарантийную машину? Однако похоже на то, что вопрос о вычислении износа компонентов транспортных средств никуда не делся. Просто теперь каждому региону страны положен свой собственный набор справочников с информацией по стоимости запчастей, нормо-часов и т.п. Эти справочники должны обновляться раз в квартал – раньше это происходило раз в полгода. По идее это правильно: цены все время растут, а справочники за ними не поспевают.
Новая методика обещает учитывать цены как оригинальных, так и не оригинальных запчастей. При оценке стоимости ремонта следует использовать некую среднюю цену, за которую приобрести оригинал точно не удастся. А если учитывать еще и износ, то может и на неоригинал не хватить. Не хочется быть пессимистом, но похоже на то, что страховой выплаты на полноценный ремонт опять будет не хватать.
Износ – это вещь в себе, увы… Эксперт страховой компании имеет право определять, а в каком состоянии были, к примеру, фары пострадавшего автомобиля до момента аварии? И если обнаружит потертости, сколы, трещины и т.п., то обязательно учтет это при подсчете общей стоимости ремонта. Кроме того, есть и другие нюансы. В формуле расчета износа фигурируют любопытные коэффициенты, учитывающие срока эксплуатации детали на ее износ, а также величину пробега машины с этой деталью. Эти коэффициенты зависят от марки автомобиля. Скажем, Форд изнашивается медленнее Хонды. А чемпионы по скорости износа – «китайцы» и, конечно же, наши вазомобили.
Пока что уверенно можно предположить лишь одно: страховые выплаты останутся примерно на прежнем уровне. Никаких предпосылок для их серьезного изменения нет. Как нет и глубокого понимания того, как: вести себя при наступлении страхового случая: брать деньгами или ехать на сервис? В первом случае денег наверняка не хватит, во втором нет никакого доверия ни к качеству ремонта, ни к надежности примененных материалов и запчастей. Впрочем, если относиться к ОСАГО как к некой системе, которая хоть как-то облегчает вашу участь после ДТП, то следует радоваться тому, что есть. Сколько насчитали, за это и спасибо. Однако же огромное количество автовладельцев по-прежнему расценивает ОСАГО как некие обязательные поборы, оброк или налог.
Для справки: средняя премия по ОСАГО за первую половину 2021 года составила 5562 рубля. Это практически совпадает с прошлогодними цифрами за аналогичный период – тогда было 5514 рубля. И это — несмотря на уверенное повышение цен на запчасти. Кстати, если автомобиль после аварии не подлежит восстановлению (это когда стоимость работ составляет свыше 60-85% цены автомобиля, в зависимости от политики страховых компаний, то подсчитывают разницу между рыночной ценой машины и суммарной стоимостью годных остатков (которые можно снять и продать). Эта сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.