ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
Переводя стрелки на Центробанк РФ, российские страховщики значительно занижают выплаты по ОСАГО
Российский союз автостраховщиков (РСА) прямо обвинили в занижении выплат по «автогражданке»: на этот шаг пошел Национальный автомобильный союз (НАС). Как отмечают эксперты, водители получают по полису примерно в 4-5 раз меньше, чем положено, сообщает издание Свободная Пресса.
Аналитики категоричны в своем мнении: в системе ОСАГО Российского союза автостраховщиков (РСА) стоимость запчастей занижают, в некоторых случаях компоненты ниже их реальной стоимости на рынке в 4 раза. Например, страховщики оценивают бампер для Hyundai Solaris в 5 тысяч 684 рублей — без учета износа. В то время, как в магазинах автозапчастей за них приходится платить чуть выше 9-ти тысяч рублей. В разы снижают стоимость даже бампер для обычной Lada Granta. По полису за него платят 1 тысячу 567 рублей, а в реальности он обходится в 4 тысячи 433 рубля.
В справочнике Российского союза автостраховщиков запчасти остаются по немыслимо низким ценам, что к реальному рынку не имеет никакого отношения, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Ситуацию прокомментировали в РСА, отмечая, что в каталоге средняя стоимость запчастей отражается с учётом реальных цен на рынке. Применяется методика, которую утвердил Банк России: обрабатываются первичные ценовые источники. Более того, эксперты Российского союза автостраховщиков говорят о готовности обосновать все сформированные цены на запчасти по ОСАГО.
Действительно, Центробанк РФ является администратором рынка автострахования, но стоимость запчастей прямо не имеем никакого отношения к деятельности российского публично-правового института. Есть мнение, что необходимо создание независимой организации, которая будет учитывать изменения на рынке и влиять на РСА. Фокус эксперты переносят на соседнюю Белоруссию, где за полис водители платят в 4−5 раз дешевле, а когда происходит ДТП — выплаты автолюбители получают в 2,5 раза больше.
Это является одной из причин, почему Россия и дружественное государство отодвинули введение единого полиса ОСАГО на 2025 год.
Водители, которые рискнули лично заглянуть в каталог Российский союз автостраховщиков, который размещен на сайте организации, возмущаются расценкам на запчасти. В расчет официально берётся стоимость аналогов, а не «оригинальных» деталей.
Страховщики указывают, что переднее левое крыло Hyundai-Kia 66311−4Y000 стоит 5 тысяч 818 рублей. А ведь оригинал обойдется автовладельцу в 13-14 тысяч.
В связи с тем, что выплаты по ОСАГО несоразмерно малы по сравнению с тем, сколько реально стоят запчасти, зачастую водители отказываются от полиса. Что будет происходить дальше, когда страховка подорожает, несложно предугадать. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит о том, что система ОСАГО в нашей стране может развалиться в ближайшие несколько лет.
В Государственную Думу поступил законопроект об увеличении штрафов для водителей за езду без ОСАГО – сразу до 5 тысяч рублей с восьмисот. Но о его судьбе пока ничего неизвестно.
Реакцию водителей вполне можно предсказать. Предполагается, что в следующем году будет введена видеофиксация отсутствия «автогражданки», но без санкций в отношении водителей.
Потерпевший имеет полное право на полное возмещение убытков без учета износа – это сказано в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П. Водители все чаще привлекают Фемиду для увеличения выплат по ОСАГО. Пострадавшие в ДТП, которые все-таки доходят до суда, на своем примере видят, что страховщики недоплачивают приличные деньги.
Уточнения
ОСАГО — обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.