ОСАГО и ПДД для роботов-доставщиков: правила для роборов Яндекса на дорогах России

Роботы-доставщики «Яндекса» получат статус полноправных участников дорожного движения. Будут обязаны иметь страховку и следовать порядку оформления ДТП.
Внедряются номера и QR-коды для этих роботов. Рассматриваем изменения и их цели.
Роботы-доставщики станут полноправными участниками дорожного движения вместе с пешеходами и автомобилями. газета «Коммерсантъ».
Суть нововведений: что хотят
Разрешение на передвижение по тротуарам и велодорожкам будет дано роботам со скоростью до 25 км/ч. Для контроля за нарушителями им присвоят номера и QR-коды. Будут введены правила оформления происшествий при ДТП, а также обязательное страхование на 500 тысяч рублей.
В проект нового экспериментального правового режима, направленный компанией «Яндекс» в Министерство экономического развития, внесены все эти нововведения. В будущем новый документ может позволить запустить роботов в двадцати российских регионах.
Полноправные участники дорожного движения
В настоящее время правовой статус роботов-доставщиков не регламентирован, но в рамках обновленного ЭПР планируется впервые его установить. По проекту «Яндекса», направленному в Минэкономразвития, для роботов-доставщиков будут введены отдельные правила дорожного движения. Роботы юридически не считаться транспортными средствами, а будут участниками движения с автоматизированной системой управления (АСУ).
ЭПР: главное
В проекте нового ЭПР указывается, что:
Роботы смогут передвигаться по правому краю проезжей части, по обочинам, внутри зданий, по тротуарам, велодорожкам и пешеходным дорожкам.
Парковка роверов допустима на тротуарах и в пешеходных зонах, а в Москве — возле «специальных конструкций» и мест, отмеченных разметкой для парковки электросамокатов/велосипедов.
Роботов-доставщиков снабдят номерами для распознавания городскими камерами и QR-кодами.
Роверы получат фары, красный фонарь, светоотражатель и Лидары для сканирования пространства на расстоянии от 30 метров.
Максимальная скорость новых участников дорожного движения составит 25 км/ч при передвижении по проезжей части, 10 км/ч — по тротуару и 6 км/ч — при пересечении пешеходных переходов.
Роверы на перекрёстках будут следовать сигналам светофора, предназначенному для велосипедистов и пешеходов.
Габариты роботов-доставщиков установят ограничениями: длина не должна превышать 110 см, ширина — 80 см, а масса — не более 120 кг при отсутствии груза.
Роботы-доставщики в ДТП
Новый проект ЭПР определяет действия при аварии с вовлечением беспилотников-доставщиков.
Если в аварии пострадали участники, компания-владелец робота («Яндекс») обязана немедленно сообщить о происшествии по номеру 112 и отправить представителя на место ДТП в течение двух часов.
За нанесение вреда отвечают либо исполнительный орган компании, либо диспетчер или сотрудник, обслуживающий техническое состояние робота (ровера).
Если ровер по вине производителя причинит вред здоровью или имуществу участников дорожного движения, пострадавший сможет получить выплату до полумиллиона рублей. ОСАГО.
При возникновении дорожно-транспортного происшествия с участием робота, в результате которого нанесен тяжкий вред здоровью или гибель человека, экспериментальный правовой режим прекращает свое действие.
В случае если в ДТП с роботом никто не пострадал, и другой участник аварии не предъявляет претензий к [«Яндекс»], участники могут покинуть место происшествия без оформления документов и вызова ГИБДД.
В случае нарушения правил дорожного движения виновной будет являться компания «Яндекс». Компании грозит уплата штрафов, установленных. КоАП РФПо утверждению специалистов, при сбоях программного обеспечения робот-доставщик должен останавливаться вручную с помощью встроенного «софта». При техническом неисправности компания в течение двух часов должна эвакуировать устройства.
Роботы-доставщики будут работать в ещё большем числе регионов России.
ЭПР необходим для масштабирования проекта: бизнес «рободоставки» планируют запустить еще в 20 регионах России. Среди них — Санкт-Петербург, Ростовская и Московская области, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский и Приморский края и другие.
Выбор субъектов для масштабирования бизнеса осуществлялся на основе состояния инфраструктуры, тротуаров, переходов и устойчивости связи с учетом их готовности. В настоящее время ведется создание юридических основ для страхования, внедрения инфраструктуры и фиксации инцидентов. В Минэкономики не исключают возможность последующей интеграции роверов и федерального законодательства уже после отработки предложенного ЭПР. Изменения могут быть внесены в закон «О безопасности дорожного движения» и непосредственно в ПДД.
