ОСАГО для такси: как получить страховую защиту, не переплачивая
Российским таксистам сложно получить страховку ОСАГО и получить компенсацию по ней.
Обязательное автострахование для такси, призванное обеспечивать выплаты при ДТП, фактически стало бременем для перевозчиков. Представители отрасли регулярно сообщают о трудностях при его получении: страховщики либо отказываются заключать договоры, либо необоснованно затягивают выдачу полисов ОСАГО. Согласно данным Общественного Совета по развитию такси, более 75% перевозчиков сталкивались с отказами в страховом обслуживании.
Значительный вызов для отрасли – высокая стоимость полисов ОСАГО для такси. Так, за два года, с 2020 по 2022, страховые взносы для такси увеличились на 40%. При этом для обычных автомобилей рост оказался почти вдвое ниже – 21%. Согласно информации Российского союза автостраховщиков, в 2022 году средняя стоимость полиса для такси составила 24 794 рубля. В то время как в 2020 году она равнялась 17 702 рубля. Однако средняя цена, подобно средней температуре по больнице, не всегда точно характеризует фактическую ситуацию. Перевозчики отмечают, что стоимость полиса на автомобиль такси среднего класса иногда достигает 65 тысяч рублей. И это цены в регионах, в Москве специальный полис ОСАГО может стоить свыше 100 тысяч рублей.
Выплаты ползут вниз
Снижение компенсаций при наступлении страхового случая выглядит особенно несправедливым на фоне сложившейся ситуации. Например, в 2022 году средняя сумма выплаты для такси снизилась до 70 822 рубля. В то время как два года ранее, в 2020-м, она составляла 71 283 рубля. Для всех остальных категорий транспортных средств страховые выплаты, напротив, увеличились на 10%. Согласно информации, предоставленной Центробанком, в прошлом году эти выплаты составили 75,6 тысячи рублей. Таким образом, страховые компании продолжают повышать тарифы при заключении договоров ОСАГО для таксистов, но при необходимости компенсации ущерба стремятся экономить именно на них.
«в прошлом году средние выплаты водителям такси оказались заметно меньше, чем в среднем по рынку, и ниже показателей двухгодичной давности. При этом стоимость запасных частей и ремонтные работы для автомобилей значительно увеличились из-за санкций. Подобные результаты и поступающие обращения заставляют задать вопросы к представителям страховых компаний. Мы стремимся к исключению отказов при страховании автомобилей такси. Кроме того, мы поддерживаем прозрачность при определении тарифов и расчете выплат. Также мы полагаем, что следует создать возможность заключения договора страхования через портал Госуслуг на один день – говорит председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
Без вины виноватые
Страховые организации аргументируют нежелание страховать такси высокой степенью убыточности этой отрасли, считая ее одним из наиболее аварийно-опасных сегментов рынка. Например, в Российском союзе автостраховщиков отмечают, что доля выплат в таксомоторной сфере существенно превышает показатели обычных водителей. При этом, стоит отметить, что и общественный транспорт также характеризуется высокой частотой выплат по полисам ОСАГО. Однако важно учитывать, что транспортные средства такси эксплуатируются на дорогах гораздо интенсивнее, чем личные автомобили. Поэтому сопоставление статистики коммерческого и частного транспорта представляется некорректным.
Несмотря на опасения страховщиков, статистика аварийности такси показывает ежегодное уменьшение. Так, в 2022 году количество ДТП с участием такси сократилось на 10,2%. Согласно информации Научного центра Безопасности дорожного движения МВД РФ, в прошлом году было зарегистрировано приблизительно 3,3 тыс. дорожно-транспортных происшествий с такси, в то время как в 2021 году этот показатель составил 3,7 тыс. случаев.
Неудивительно, что значительная часть таксистов, около половины, продолжает работать без полиса автострахования. По состоянию на начало текущего года было оформлено 200 933 действующих полисов ОСАГО для такси. В то же время, общее количество автомобилей такси в стране оценивается примерно в 400 тысяч. Для улучшения ситуации требуется комплексное решение проблем, связанных со страхованием такси, с обязательным учетом мнения представителей отрасли.

Что еще почитать:
Что предпринять, если выявлен дубликат полиса ОСАГО?
Жизнь без обязательного страхования автограждан: как в Советском Союзе решались вопросы с участниками аварий и осуществлялся ремонт транспортных средств?
по данным исследований, у 70% таксистов в России отсутствует полис ОСАГО.