Тест российской аэролодки «Север 650К»: как она определяет направление

Фактически, это лодка, а если точнее – аэролодка, оснащенная тяговым воздушным винтом. Однако, если говорить о ее функциональности, то этот аппарат можно охарактеризовать как настоящий вездеход-амфибия, поскольку он способен передвигаться не только по воде, но и по пересеченной местности, где отсутствуют дороги – только направления

Аэролодка «Север 650К» разработана на Красноярском амфибийном заводе «Север». Завод существует и функционирует уже десять лет – серийное производство аэролодок было начато в 2016 году, ранее осуществлялась их штучная сборка. Продукция предприятия пользуется высоким спросом в России. Сфера применения этой амфибии отличается широким спектром возможностей: от организации пассажирских перевозок до проведения спасательных работ, а также используется в нефтегазодобыче, при проведении геологоразведочных экспедиций, в природоохранных мероприятиях и других областях.

Изображение: img.freepik.com

В начале сентября текущего года на Чукотке состоялась церемония передачи грузопассажирских аэролодок «Север» местным органам власти для организации переправы через Анадырский лиман. Эти суда обеспечили стабильное сообщение в межсезонье между крупнейшим населенным пунктом Чукотки и Международным аэропортом Анадырь (Угольный) им. Ю. С. Рытхэу, который является «большой землей.

Изображение: img.freepik.com

Нас пригласили принять участие в тест-драйве аэролодки «Север 650 K», которая установила рекорд скорости на «Байкальской миле» – 196 км/ч. Однако поездка на Байкал не состоялась: тест проходил в Подмосковье, на реке Клязьма и канале имени Москвы.

Изображение: img.freepik.com

Основным элементом аэролодки «Север 650 K» служит бензиновый двигатель Chevrolet LS3, который устанавливается на автомобили Tahoe и Camaro. При этом эти двигатели поставляются новыми, а не восстановленные с разборок или из неофициальных источников. Их импортируют в Россию легально. Безусловно, транспортировка таких двигателей в Россию обходится дорого и занимает продолжительное время (через несколько стран), однако это гарантирует их соответствие всем документам, что особенно важно, когда продукцию приобретают государственные структуры, например, МЧС.

Изображение: img.freepik.com

Выбор пал на бензиновый двигатель, а не дизельный, поскольку для эффективной работы воздушного винта требуются высокие обороты: только при достижении 3000 об/мин лодка начинает движение. Попытки найти отечественный двигатель не увенчались успехом, – так скажут патриоты. К сожалению, российская промышленность не производит аналогичные двигатели внутреннего сгорания, а альтернативные решения либо обладают меньшей мощностью, либо значительно тяжелее. Не стоит забывать и о надежности. Производитель предоставляет гарантию на лодку сроком на 1 год или 100 моточасов, в зависимости от того, какой срок наступит первым.

Изображение: img.freepik.com

Не стоит сразу обвинять производителя в препятствовании импортозамещению: мотор «Шеви» – единственный иностранный компонент этой лодки, а все остальные детали отечественного, российского производства. Более того, редукторы – разработка завода. Лопасти изготавливаются по специальному заказу в Казани. Под сиденьями расположен бак объемом 420 литров, которого должно хватить на 500 км, и при необходимости можно установить дополнительный бак на 120 л. Конструкция лодки выполнена из пластика, полиуретана и алюминия. Практически невозможно потопить лодку, поскольку обеспечивающая плавучесть надувная часть состоит из нескольких секций, и для одновременного повреждения потребуется значительное усилие. Грузоподъемность лодки составляет 1,5 тонны (с полным баком бензина).

Изображение: img.freepik.com

В комплектацию входят два аккумулятора, электрическая лебедка и насос для подкачки баллонов.

Изображение: img.freepik.com

Аэролодка «Север 650 K» оснащена цельносварным корпусом из алюминия, а надувная часть корпуса изготовлена из высокопрочной полиуретановой ткани (ТПУ). Воздушный винт также защищен цельносварным алюминиевым кожухом. Кроме того, аэробот получил комплект защиты днища.

Изображение: img.freepik.com

Внутри этого транспортного средства созданы комфортные условия. Здесь размещены два морских кресла, перед пассажирским креслом находится вместительный бардачок, а в задней части салона – мягкое сиденье со спинкой. Для отделки элементов каюты использовали карпет, предусмотрено два жидкостных отопителя, один автономный отопитель, люк в крыше и ряд других удобств «опции».

Изображение: img.freepik.com

На приборной панели, среди прочих элементов управления, находятся переключатели отопителя, кнопки включения фар, ходовых огней и дворников, а также кнопка аварийного выключения зажигания с фиксатором и кнопки автоматических выключателей «массы» двигателя с индикатором, в автомобиле имеется прикуриватель. Панель приборов достаточно информативна.

Изображение: img.freepik.com

Работа систем двигателя контролируется с помощью датчика температуры, светодиодных ламп, сигнализирующих о давлении масла в моторе, индикатора состояния аккумуляторной батареи, индикатора перегрева двигателя, указателя уровня топлива и других устройств.

По словам представителей компании-производителя, аэролодку «Север 650 K» отличает двойная шумоизоляция салона, рассчитанного на восемь человек, а сиденья трансформируются в спальное место.

Изображение: img.freepik.com

Аэролодка обойдется от 8 миллионов рублей, однако с учетом дополнительных функций, таких как дополнительное освещение и улучшенная звукоизоляция, а также возможности индивидуальной настройки, стоимость может достигать 10 миллионов рублей. Это высокая цена? Для техники подобного класса она не является заоблачной. Интересно, что основными покупателями аэролодок являются не крупные организации и государственные структуры, а частные лица – любители охоты и рыбалки. Продажи идут успешно: этой осенью ежемесячно фиксировалось от 25 до 30 заказов. Несколько лодок экспортировали в Индонезию, и есть заинтересованные покупатели из Турции.

Изображение: img.freepik.com

Филиалы по продаже аэролодок «Север» расположены в Москве, Красноярске и Иркутске, где туристические компании закупают лодки для использования на Байкале. Представительство в Санкт-Петербурге было закрыто, поскольку подавляющее большинство – 99% – покупателей являлись жителями Москвы, приобретавшими лодки для поездок по Карелии. Региональный склад запчастей находится в Москве, однако при отсутствии требуемой детали ее доставят из Красноярска в течение 2-3 дней.

Изображение: img.freepik.com

Управлять аэролодкой разрешено только при наличии соответствующих прав, которые выдаются после успешной сдачи экзаменов в ГИМСе по судам особой категории. Эти права – не формальность: для управления такой техникой необходимы определенные навыки, и «капитан» лодки несёт ответственность за безопасность пассажиров. Например, «Север 650 K» рассчитан на перевозку до восьми человек.

Изображение: img.freepik.com

Двигатель рабочим объемом 6200 куб. см. выдает 430 лошадиных сил. Его обычная рабочая скорость составляет 4000 об/мин, а пиковый крутящий момент достигается на 5500 об/мин. У мотора есть свой, характерный и легко узнаваемый звук. Это настоящая американская V8! Расход топлива, как ожидается, будет значительно меняться в зависимости от скорости, особенностей местности и климатических факторов и других факторов, поэтому в документации заявлен расход бензина в диапазоне от 25 до 70 литров в час. На воде красноярский аэробот способен разгоняться до 100 км/ч.

По словам нашего корреспондента, Романа Прокопенко, вот как перемещается аэролодка:

Изображение: img.freepik.com

«Двигатель работает безупречно, и с учетом характеристик этого класса транспортных средств, проблем с комфортом не возникает. Подвеска обеспечивает мягкий ход, но при этом позволяет уверенно проходить повороты на льду. Конечно, не стоит рассчитывать на полную тишину в салоне, однако уровень шума не вызывает дискомфорта, а скорее создает спокойную атмосферу, когда за окном простираются километры ледяной поверхности».

По словам представителей КАЗ «Север», по итогам сравнения объемов производства с зарубежными конкурентами, компания из Красноярска, вероятно, является крупнейшим производителем данной техники в мире. Эта информация была озвучена в ходе неформальной беседы после проведения тест-драйва.

Изображение: img.freepik.com

Завод «Север» намерен расширить ассортимент собственных судов на воздушной подушке. В настоящее время запущена новая производственная линия, на которой планируется выпускать три модели СВП, предназначенные для широкого круга потребителей.

Существуют суда на воздушной подушке двух типов: с центральной подачей воздуха под куполообразное днище с помощью вентилятора (камерная схема) и с подачей воздуха через отверстия, расположенные по периметру днища (сопловая схема). Движение СВП обеспечивается воздушным пространством, которое формируется под его юбкой и создает защитный слой между днищем лодки и различными поверхностями.

Аэролодки, аэроглиссеры и аэроботы способны перемещаться по любой поверхности, однако не поднимаются над ней, а скользят благодаря прочной, специально разработанной структуре, напоминающей чешую, которой покрыто дно. Именно это и является одним из основных отличий.