Тест российской аэролодки «Север 650К»: как она определяет направление
Фактически, это лодка, а если точнее – аэролодка, оснащенная тяговым воздушным винтом. Однако, если говорить о ее функциональности, то этот аппарат можно охарактеризовать как настоящий вездеход-амфибия, поскольку он способен передвигаться не только по воде, но и по пересеченной местности, где отсутствуют дороги – только направления
Аэролодка «Север 650К» разработана на Красноярском амфибийном заводе «Север». Завод существует и функционирует уже десять лет – серийное производство аэролодок было начато в 2016 году, ранее осуществлялась их штучная сборка. Продукция предприятия пользуется высоким спросом в России. Сфера применения этой амфибии отличается широким спектром возможностей: от организации пассажирских перевозок до проведения спасательных работ, а также используется в нефтегазодобыче, при проведении геологоразведочных экспедиций, в природоохранных мероприятиях и других областях.

В начале сентября текущего года на Чукотке состоялась церемония передачи грузопассажирских аэролодок «Север» местным органам власти для организации переправы через Анадырский лиман. Эти суда обеспечили стабильное сообщение в межсезонье между крупнейшим населенным пунктом Чукотки и Международным аэропортом Анадырь (Угольный) им. Ю. С. Рытхэу, который является «большой землей.

Нас пригласили принять участие в тест-драйве аэролодки «Север 650 K», которая установила рекорд скорости на «Байкальской миле» – 196 км/ч. Однако поездка на Байкал не состоялась: тест проходил в Подмосковье, на реке Клязьма и канале имени Москвы.

Основным элементом аэролодки «Север 650 K» служит бензиновый двигатель Chevrolet LS3, который устанавливается на автомобили Tahoe и Camaro. При этом эти двигатели поставляются новыми, а не восстановленные с разборок или из неофициальных источников. Их импортируют в Россию легально. Безусловно, транспортировка таких двигателей в Россию обходится дорого и занимает продолжительное время (через несколько стран), однако это гарантирует их соответствие всем документам, что особенно важно, когда продукцию приобретают государственные структуры, например, МЧС.

Выбор пал на бензиновый двигатель, а не дизельный, поскольку для эффективной работы воздушного винта требуются высокие обороты: только при достижении 3000 об/мин лодка начинает движение. Попытки найти отечественный двигатель не увенчались успехом, – так скажут патриоты. К сожалению, российская промышленность не производит аналогичные двигатели внутреннего сгорания, а альтернативные решения либо обладают меньшей мощностью, либо значительно тяжелее. Не стоит забывать и о надежности. Производитель предоставляет гарантию на лодку сроком на 1 год или 100 моточасов, в зависимости от того, какой срок наступит первым.

Не стоит сразу обвинять производителя в препятствовании импортозамещению: мотор «Шеви» – единственный иностранный компонент этой лодки, а все остальные детали отечественного, российского производства. Более того, редукторы – разработка завода. Лопасти изготавливаются по специальному заказу в Казани. Под сиденьями расположен бак объемом 420 литров, которого должно хватить на 500 км, и при необходимости можно установить дополнительный бак на 120 л. Конструкция лодки выполнена из пластика, полиуретана и алюминия. Практически невозможно потопить лодку, поскольку обеспечивающая плавучесть надувная часть состоит из нескольких секций, и для одновременного повреждения потребуется значительное усилие. Грузоподъемность лодки составляет 1,5 тонны (с полным баком бензина).

В комплектацию входят два аккумулятора, электрическая лебедка и насос для подкачки баллонов.

Аэролодка «Север 650 K» оснащена цельносварным корпусом из алюминия, а надувная часть корпуса изготовлена из высокопрочной полиуретановой ткани (ТПУ). Воздушный винт также защищен цельносварным алюминиевым кожухом. Кроме того, аэробот получил комплект защиты днища.

Внутри этого транспортного средства созданы комфортные условия. Здесь размещены два морских кресла, перед пассажирским креслом находится вместительный бардачок, а в задней части салона – мягкое сиденье со спинкой. Для отделки элементов каюты использовали карпет, предусмотрено два жидкостных отопителя, один автономный отопитель, люк в крыше и ряд других удобств «опции».

На приборной панели, среди прочих элементов управления, находятся переключатели отопителя, кнопки включения фар, ходовых огней и дворников, а также кнопка аварийного выключения зажигания с фиксатором и кнопки автоматических выключателей «массы» двигателя с индикатором, в автомобиле имеется прикуриватель. Панель приборов достаточно информативна.

Работа систем двигателя контролируется с помощью датчика температуры, светодиодных ламп, сигнализирующих о давлении масла в моторе, индикатора состояния аккумуляторной батареи, индикатора перегрева двигателя, указателя уровня топлива и других устройств.
По словам представителей компании-производителя, аэролодку «Север 650 K» отличает двойная шумоизоляция салона, рассчитанного на восемь человек, а сиденья трансформируются в спальное место.

Аэролодка обойдется от 8 миллионов рублей, однако с учетом дополнительных функций, таких как дополнительное освещение и улучшенная звукоизоляция, а также возможности индивидуальной настройки, стоимость может достигать 10 миллионов рублей. Это высокая цена? Для техники подобного класса она не является заоблачной. Интересно, что основными покупателями аэролодок являются не крупные организации и государственные структуры, а частные лица – любители охоты и рыбалки. Продажи идут успешно: этой осенью ежемесячно фиксировалось от 25 до 30 заказов. Несколько лодок экспортировали в Индонезию, и есть заинтересованные покупатели из Турции.

Филиалы по продаже аэролодок «Север» расположены в Москве, Красноярске и Иркутске, где туристические компании закупают лодки для использования на Байкале. Представительство в Санкт-Петербурге было закрыто, поскольку подавляющее большинство – 99% – покупателей являлись жителями Москвы, приобретавшими лодки для поездок по Карелии. Региональный склад запчастей находится в Москве, однако при отсутствии требуемой детали ее доставят из Красноярска в течение 2-3 дней.

Управлять аэролодкой разрешено только при наличии соответствующих прав, которые выдаются после успешной сдачи экзаменов в ГИМСе по судам особой категории. Эти права – не формальность: для управления такой техникой необходимы определенные навыки, и «капитан» лодки несёт ответственность за безопасность пассажиров. Например, «Север 650 K» рассчитан на перевозку до восьми человек.

Двигатель рабочим объемом 6200 куб. см. выдает 430 лошадиных сил. Его обычная рабочая скорость составляет 4000 об/мин, а пиковый крутящий момент достигается на 5500 об/мин. У мотора есть свой, характерный и легко узнаваемый звук. Это настоящая американская V8! Расход топлива, как ожидается, будет значительно меняться в зависимости от скорости, особенностей местности и климатических факторов и других факторов, поэтому в документации заявлен расход бензина в диапазоне от 25 до 70 литров в час. На воде красноярский аэробот способен разгоняться до 100 км/ч.
По словам нашего корреспондента, Романа Прокопенко, вот как перемещается аэролодка:

«Двигатель работает безупречно, и с учетом характеристик этого класса транспортных средств, проблем с комфортом не возникает. Подвеска обеспечивает мягкий ход, но при этом позволяет уверенно проходить повороты на льду. Конечно, не стоит рассчитывать на полную тишину в салоне, однако уровень шума не вызывает дискомфорта, а скорее создает спокойную атмосферу, когда за окном простираются километры ледяной поверхности».
По словам представителей КАЗ «Север», по итогам сравнения объемов производства с зарубежными конкурентами, компания из Красноярска, вероятно, является крупнейшим производителем данной техники в мире. Эта информация была озвучена в ходе неформальной беседы после проведения тест-драйва.

Завод «Север» намерен расширить ассортимент собственных судов на воздушной подушке. В настоящее время запущена новая производственная линия, на которой планируется выпускать три модели СВП, предназначенные для широкого круга потребителей.
Существуют суда на воздушной подушке двух типов: с центральной подачей воздуха под куполообразное днище с помощью вентилятора (камерная схема) и с подачей воздуха через отверстия, расположенные по периметру днища (сопловая схема). Движение СВП обеспечивается воздушным пространством, которое формируется под его юбкой и создает защитный слой между днищем лодки и различными поверхностями.
Аэролодки, аэроглиссеры и аэроботы способны перемещаться по любой поверхности, однако не поднимаются над ней, а скользят благодаря прочной, специально разработанной структуре, напоминающей чешую, которой покрыто дно. Именно это и является одним из основных отличий.