Опыт работы с электрическим тягачом Sany: выводы о стоимости
В России активно обсуждают электромобили, но о серийных тяжелых электрических грузовиках не так часто говорят. Сейчас все изменится: эксклюзивный дистрибьютор Sany, компания ODIN Group, получит сертификат соответствия на седельный тягач с аккумуляторным приводом полной массой более 30 тонн. Эта новинка предназначена для перевозчиков, которые стремятся к экологичности и ценят экономическую выгоду.
Большая кабиной, три узкие хромированные линии на облицовке и массивные фары, гармонично сочетающиеся с противотуманками, — электрогрузовик Sany практически ничем не отличается от дизельного трехосного тягача для тяжелых региональных перевозок. Sany D525A.
Если взглянуть на профиль машины, заметна разница: над кабиной на раме установлен высокий пластиковый ящик. В нем хранятся литий-железо-фосфатные (LiFePO4) тяговые аккумуляторы емкостью 423 кВт⋅ч, обеспечивающие запас хода до 260 км при полной массе 34 000 кг (68 870 кг в составе автопоезда). Время экспресс-зарядки током 400 А до уровня 80 % не превышает 50 минут.
Олег Родионов, директор по продажам ODIN Group, заявил, что новинка предназначена для перевозчиков, заботящихся об экологии, оценивающих экономическую выгоду и осознающих необходимость развития экологически чистых видов транспорта.
В весеннюю пору состоялся дебют экскаватора Sany EV650-34 на выставке. COMvex 2024С тех пор перевозчики тестировали машину в работе. Положительные отзывы дал транспортный цех крупного металлургического комбината. Его задача заключалась в заезде в горячий цех. «Дизельные машины нагреваются и боятся пыли, а электромобиль к сложным условиям хорошо приспособлен», — рассказывает Вадим Целиков, представитель ODIN Group. Запас хода электротрака можно увеличить, установив более емкие батареи. Правда, потребуется использовать оба зарядных порта — левый и правый борта. При этом время зарядки не увеличится.
Кабина Sany EV650-34 предназначена для длительных рейсов: на четырехточечной пневмоподвеске с ровным полом и просторным спальным местом, укомплектованным анатомическим матрасом. Водительское кресло на подрессоренной базе имеет множество регулировок, электроподогрев, поясничный подпор, функцию массажа и вентиляции, а также регулируемый подлокотник.
Кожаная оплетка руля с функциями обогрева и настройки по двум плоскостям предусматривает широкий диапазон регулировки. Клавиша пневматической фиксации размещена на передней панели в зоне правой руки.
Панель приборов цифровая, а 12,1-дюймовый экран медиасистемы расположен под углом к водителю. С помощью сенсорного LCD-дисплея можно управлять радиоприемником, системой климат-контроля или вывести на него подробную инструкцию по эксплуатации тягача.
Движение активируется поворотом ключа зажигания в положение «старт». В верхней части панели приборов появляется сообщение Ready, а работает электронасос гидроусилителя руля – это слышно по гулу из моторного отсека. Водитель выполняет действия, как и при управлении грузовиком с ДВС: переводит селектор трансмиссии (расположен на подрулевом переключателе) в положение D и деактивирует механический клапан стояночного тормоза.
Расположенный над батареей силовой агрегат в составе трехфазного синхронного электродвигателя (480 кВт, 2800 Нм) с жидкостным охлаждением и 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией Fast 6Е240, спроектированной специально для электропривода, обеспечивает одиночному тягачу плавный, динамичный и практически бесшумный разгон.
Вадим Целиков утверждает: «В составе автопоезда картина будет аналогичной. Но груженая машина едет мягче». Тягач с межосевым расстоянием 3800 + 1350 мм комплектуется 13-тонными мостами Fangsheng и рессорно-балансирной подвеской. Тормоза — барабанные, пневматические. Пятиступенчатый режим рекуперации, предложенный в качестве вспомогательного тормоза, позволяет восполнить энергию в батарее и тем самым увеличить запас хода. По опыту работы это особенно важно при эксплуатации в карьерах, где машина длительное время движется вниз по склону.
Тяжелый аккумуляторный трактор имеет полный электропакет и все требуемые системы безопасности: предупреждение о фронтальном столкновении, датчики дождя и света, контроля давления в шинах, слежение за полосой движения, помощь при перестроении и предупреждение о фронтальном столкновении. Кабина также оснащена системой мониторинга усталости водителя, которая реагирует, в том числе, на телефонные разговоры — такие решения всё чаще применяются на китайских грузовиках.
Перевозчик из Подмосковья, эксплуатирующий Sany EV650-34, сообщает о стоимости прохождения 1 км пути электрогрузовика: 4,79 рубля под нагрузкой и 4,02 рубля с пустым полуприцепом.
Компания ODIN Group рассчитала затраты на электроэнергию за срок лизингового контракта (60 месяцев) и получила сумму 5 520 000 руб. Стоимость расходов на топливо у одноклассного дизельного тягача за тот же период составила 30 047 200 руб. Также существенно отличаются расходы на техническое обслуживание. Электродвигатель не требует такого частого обслуживания, как двигатель внутреннего сгорания.
В Европе, Северной Америке и Китае грузовики всё чаще работают на электричестве. К 2030 году каждый третий новый грузовик на основных авторынках мира будет работать на электротяге, а к 2035 году их доля в продажах превысит 70 %, согласно прогнозу PwC.
Дальнейшее развитие российского рынка электротраков зависит от нескольких факторов: субсидий на производство зарядных станций, государственной поддержки покупателей электромобилей и развития дилерских сетей с гарантированной поставкой запчастей и сервисным обслуживанием.
Компания ODIN GroupПредлагает клиентам комплексное решение для создания инфраструктуры эксплуатации грузовой техники на электротопливе. К тягачу прилагается зарядная станция мощностью от 60 до 320 кВт. Для седельных тягачей бренда доступен сервисный контракт: договор на регламентное техническое обслуживание грузового автомобиля с фиксированными ежемесячными платежами. Обслуживание можно пройти в любом авторизованном дилерском центре Sany.
Что еще почитать:
Daimler Truck сообщил о местонахождении производства электрогрузовиков eActros 600.
Подписка на рассылку материалов Автопарка