Опыт работы с электрическим тягачом Sany: выводы о стоимости

В России активно обсуждают электромобили, но о серийных тяжелых электрических грузовиках не так часто говорят. Сейчас все изменится: эксклюзивный дистрибьютор Sany, компания ODIN Group, получит сертификат соответствия на седельный тягач с аккумуляторным приводом полной массой более 30 тонн. Эта новинка предназначена для перевозчиков, которые стремятся к экологичности и ценят экономическую выгоду.

Большая кабиной, три узкие хромированные линии на облицовке и массивные фары, гармонично сочетающиеся с противотуманками, — электрогрузовик Sany практически ничем не отличается от дизельного трехосного тягача для тяжелых региональных перевозок. Sany D525A.

Электровоз Sany EV650-34 вмещает до 34 тонн, продажи стартуют в 2025 году.

Если взглянуть на профиль машины, заметна разница: над кабиной на раме установлен высокий пластиковый ящик. В нем хранятся литий-железо-фосфатные (LiFePO4) тяговые аккумуляторы емкостью 423 кВт⋅ч, обеспечивающие запас хода до 260 км при полной массе 34 000 кг (68 870 кг в составе автопоезда). Время экспресс-зарядки током 400 А до уровня 80 % не превышает 50 минут.

Олег Родионов, директор по продажам ODIN Group, заявил, что новинка предназначена для перевозчиков, заботящихся об экологии, оценивающих экономическую выгоду и осознающих необходимость развития экологически чистых видов транспорта.

В весеннюю пору состоялся дебют экскаватора Sany EV650-34 на выставке. COMvex 2024С тех пор перевозчики тестировали машину в работе. Положительные отзывы дал транспортный цех крупного металлургического комбината. Его задача заключалась в заезде в горячий цех. «Дизельные машины нагреваются и боятся пыли, а электромобиль к сложным условиям хорошо приспособлен», — рассказывает Вадим Целиков, представитель ODIN Group. Запас хода электротрака можно увеличить, установив более емкие батареи. Правда, потребуется использовать оба зарядных порта — левый и правый борта. При этом время зарядки не увеличится.

Зарядный порт GBT/T. Ток экспресс-зарядки 400 А.

Кабина Sany EV650-34 предназначена для длительных рейсов: на четырехточечной пневмоподвеске с ровным полом и просторным спальным местом, укомплектованным анатомическим матрасом. Водительское кресло на подрессоренной базе имеет множество регулировок, электроподогрев, поясничный подпор, функцию массажа и вентиляции, а также регулируемый подлокотник.

Кожаная оплетка руля с функциями обогрева и настройки по двум плоскостям предусматривает широкий диапазон регулировки. Клавиша пневматической фиксации размещена на передней панели в зоне правой руки.

На цифровом щитке отображены две основные шкалы: скорость и расход энергии.

Панель приборов цифровая, а 12,1-дюймовый экран медиасистемы расположен под углом к водителю. С помощью сенсорного LCD-дисплея можно управлять радиоприемником, системой климат-контроля или вывести на него подробную инструкцию по эксплуатации тягача.

Движение активируется поворотом ключа зажигания в положение «старт». В верхней части панели приборов появляется сообщение Ready, а работает электронасос гидроусилителя руля – это слышно по гулу из моторного отсека. Водитель выполняет действия, как и при управлении грузовиком с ДВС: переводит селектор трансмиссии (расположен на подрулевом переключателе) в положение D и деактивирует механический клапан стояночного тормоза.

Расположенный над батареей силовой агрегат в составе трехфазного синхронного электродвигателя (480 кВт, 2800 Нм) с жидкостным охлаждением и 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией Fast 6Е240, спроектированной специально для электропривода, обеспечивает одиночному тягачу плавный, динамичный и практически бесшумный разгон.

Синхронный двигатель мощностью 480 киловатт сопряжён с шестиступенчатой роботизированной коробкой передач.

Вадим Целиков утверждает: «В составе автопоезда картина будет аналогичной. Но груженая машина едет мягче». Тягач с межосевым расстоянием 3800 + 1350 мм комплектуется 13-тонными мостами Fangsheng и рессорно-балансирной подвеской. Тормоза — барабанные, пневматические. Пятиступенчатый режим рекуперации, предложенный в качестве вспомогательного тормоза, позволяет восполнить энергию в батарее и тем самым увеличить запас хода. По опыту работы это особенно важно при эксплуатации в карьерах, где машина длительное время движется вниз по склону.

Каждый задний мост способен выдержать нагрузку в 13 тонн. Система подвески — рессорно-балансирная.

Тяжелый аккумуляторный трактор имеет полный электропакет и все требуемые системы безопасности: предупреждение о фронтальном столкновении, датчики дождя и света, контроля давления в шинах, слежение за полосой движения, помощь при перестроении и предупреждение о фронтальном столкновении. Кабина также оснащена системой мониторинга усталости водителя, которая реагирует, в том числе, на телефонные разговоры — такие решения всё чаще применяются на китайских грузовиках.

Система термостабилизации батарей — жидкостная.

Перевозчик из Подмосковья, эксплуатирующий Sany EV650-34, сообщает о стоимости прохождения 1 км пути электрогрузовика: 4,79 рубля под нагрузкой и 4,02 рубля с пустым полуприцепом.

Лонжерон рамы имеет толщину 8 мм, а усиливающий вкладыш — 5 мм.

Компания ODIN Group рассчитала затраты на электроэнергию за срок лизингового контракта (60 месяцев) и получила сумму 5 520 000 руб. Стоимость расходов на топливо у одноклассного дизельного тягача за тот же период составила 30 047 200 руб. Также существенно отличаются расходы на техническое обслуживание. Электродвигатель не требует такого частого обслуживания, как двигатель внутреннего сгорания.

Электрический грузовик с низким напряжением оснащён сетями, аналогичными дизельным машинам.

В Европе, Северной Америке и Китае грузовики всё чаще работают на электричестве. К 2030 году каждый третий новый грузовик на основных авторынках мира будет работать на электротяге, а к 2035 году их доля в продажах превысит 70 %, согласно прогнозу PwC.

Дальнейшее развитие российского рынка электротраков зависит от нескольких факторов: субсидий на производство зарядных станций, государственной поддержки покупателей электромобилей и развития дилерских сетей с гарантированной поставкой запчастей и сервисным обслуживанием.

Высота седельно-сцепного устройства Jost — 1310 мм.

Компания ODIN GroupПредлагает клиентам комплексное решение для создания инфраструктуры эксплуатации грузовой техники на электротопливе. К тягачу прилагается зарядная станция мощностью от 60 до 320 кВт. Для седельных тягачей бренда доступен сервисный контракт: договор на регламентное техническое обслуживание грузового автомобиля с фиксированными ежемесячными платежами. Обслуживание можно пройти в любом авторизованном дилерском центре Sany.

Что еще почитать:

Daimler Truck сообщил о местонахождении производства электрогрузовиков eActros 600.

Подписка на рассылку материалов Автопарка