Опыт испытания российского электромобиля «Мир».

«Привет, давай знакомиться!» — так новый «Атом» будет приветствовать своего владельца. Мое знакомство с машиной на полигоне тоже началось с приятных ощущений. Пусть передо мной не серийный электромобиль, а мул – функциональный прототип, на котором испытываются и настраиваются компоненты шасси – всё равно хочется помечтать.
«Привет, давай знакомиться!» – таким обращением новый «Атом» будет приветствовать своего хозяина. Разработчики создают не просто средство передвижения, а «гаджет на колесах», с которым можно общаться как с живым существом, воспринимая его как незаменимого спутника.
Мое знакомство с машиной На полигоне также всё началось с позитивных впечатлений. Пусть перед глазами не серийный электрокар, а мул — прототип электромобиля, на котором проверяют и настраивают элементы шасси, — всё равно можно мечтать!

На начальных этапах разработки платформы нецелесообразно производить собственный кузов, поэтому используют кузов от автомобиля-аналога. Мулы часто не похожи ни на будущий внешний вид, ни на конструкцию. Иногда их изготавливают прямо на испытательном полигоне из подручных материалов с помощью болгарки и сварочного аппарата в гараже. Такой подход позволяет инженерам добиться универсальности мулов и внести изменения в их конструкцию.
Пятидверный кузов автомобиля похож по размеру на прототип «Атома», выставленный на ВДНХ. В салоне – только руль и сиденья. Детали интерьера закрыты пленкой и грубой темной тканью. На торпедо расположена большая красная кнопка аварийного выключения электросистемы, обязательный элемент машины, проходящей испытания.
Платформа «Атома», включающая основу кузова, детали шасси и силовую линию, создана за год усилиями около 200 сотрудников. Осенью 2013 года построили 13 мулов для испытаний на полигонах. На них проверяют и калибруют компоненты подвески, рулевого управления, тормозной системы и элементы электропривода. Мы специально приехали в Набережные Челны, чтобы принять участие в ходовых испытаниях машины.

С места «Атом» разгоняется очень быстро: до 100 км/ч за не более восьми секунд. Точного замера не проводилось – заснеженная площадка не позволяла ехать с большой скоростью. Но управлять тягой максимально удобно. Тормоза обычные, с гидравлическим усилителем, настроены адекватно. Режим рекуперации на электромобиле отключен, поэтому поездить в одну педаль не получилось.
С рулем установили быстрое взаимопонимание. Во-первых, его длина по современным меркам достаточно «коротка» — 2,5 оборота от упора до упора. При длине автомобиля 3995 мм радиус разворота составляет 4,9 м, что является лучшим показателем среди конкурентов.
Второе достоинство — обратная связь от управления чёткая, а есть функция возврата в нейтральное положение. Всё это повышает комфорт вождения. Примечательно, что данный прототип оснащён рулевой рейкой, но тестируются также и образцы с системой «рулевое управление по проводам», исключающей механическое взаимодействие компонентов.

В поворотах машина ведет себя надежно, прописывая траектории уверенно, без склонности к сносу передка даже при превышении скорости. Частично это достигнуто за счет заднего привода, который позволяет системе стабилизации более эффективно бороться с недостаточной поворачиваемостью, реже применяя рабочие тормоза – дисковые на всех колесах.
Подвеска переднего типа «Макферсон», задняя многорычажная и независимая. Небольшие неровности на асфальте и снегу амортизаторы и пружины сглаживают почти без ощущений, мягко. Упругость демпфирующих элементов достаточна, чтобы предотвратить значительные крены кузова в поворотах.

Задний синхронный двигатель мощностью 150 кВт разрабатывался в сотрудничестве с Госкорпорацией «Росатом».
Электромотор передает крутящий момент на колеса с помощью редуктора и дифференциала. Работа электромотора практически бесшумна, а традиционной коробки передач нет. Обслуживание электромобиля простое: сядь в салон, переведи селектор трансмиссии в положение D — поезжай, если батарея заряжена.

Электромобиль «Атом» будет комплектоваться литий-ионной батареей емкостью 77 кВт ч от компании «Рэнера» (входит в состав Госкорпорации «Росатом»). Ячейки созданы на базе катодных материалов NMC (литий-никель-марганец-кобальт) и графитовых анодов. Сборка батареи будет осуществляться на новой гигафабрике в Калининграде.
Тяговая батарея, являясь самым тяжелым элементом электромобиля, разместится в огнеупорном отсеке под основанием кузова в пределах колесной базы. Это позволит правильно распределить вес и понизить центр тяжести. Заявленный запас хода «Атома» составит 500 км. Жидкостная система термостатирования поддержит эффективность батареи при морозе и жаре. Зимой встроенный электронагреватель повысит температуру аккумуляторных ячеек перед зарядкой, а летом чаще будет работать система охлаждения.

Платформа «Атома» совместима с быстрыми и медленными электрозарядными станциями, обеспечивает 1000 гарантированных полных циклов зарядки и оснащена портами стандарта GB/T. Быстрая зарядка до 100 км занимает 8 минут, а до 80 % за полчаса.
Разработчики считают нынешнюю стадию важной для запуска автомобиля в серийное производство. Тестирование даст возможность инженерам изучить поведение системы в реальных условиях и сравнить ее с результатами компьютерного моделирования. Параллельно с настройкой платформы разрабатываются другие компоненты «Атома», начиная от операционной системы Atom OS и заканчивая кузовом. Первые опытные образцы кузовов появятся к концу года.

В Татарстане компания «Кама» разрабатывает электромобиль под названием «Атом». Планируется запустить серийное производство в середине 2025 года на заводе «Москвич». Будут доступны версии для массового сегмента, включая каршеринг, а также такси и доставка последней мили. Для такси предусмотрен багажный отсек, организованный вместо демонтированного сиденья переднего пассажира. Такая конфигурация обусловлена особенным кузовом «Атома» – без центральной стойки и с задними дверьми, открывающимися против хода, что упрощает посадку и высадку.