Опасный автотуризм: почему в России растет число ДТП
Число ДТП в России неуклонно растет. Чиновники винят в этом рост популярности автотуризма, а также… самокатов!
Неприятные цифры сообщает статистика. Казалось бы, в последнее время нас успокаивали сообщениями о том, как улучшилась безопасность на наших дорогах – и вот, приехали… За шесть месяцев 2023 года количество ДТП увеличилось на 3,9% по сравнению с первым полугодием прошлого года. А что случилось-то? Казалось бы, что должно быть наоборот: машин нет, границы закрыты…
В ГИБДД объясняют нехорошую статистику именно геополитическими причинами! Дело, мол, в том, что международные санкции заставили переориентироваться основные маршруты автомобильных грузоперевозок с запада на восток. Мало того, закрытие границ повлияло на внутренний автотуризм, который заметно активизировался. Ну, а дальше объяснение простое: наши дороги, как водится, оказались к этому не готовы. Поэтому, по сравнению с шестью месяцами 2022 года, количество ДТП выросло на 3,9% (до 56,2 тыс. аварий), погибших – на 2,9% (до 5,9 тыс.), раненых – на 3,6% (до 71 тыс.).
Глава ГИБДД, генерал Черников, назвал вышеуказанные причины основными. Дескать, если до сих пор наша транспортная инфраструктура развивалась с ориентацией на запад, то сейчас ситуация стала полярной. Наибольший рост погибших на федеральных трассах сейчас наблюдается в Забайкальском крае, Омской, Ростовской областях, Республике Тыва, Томской области и т. д. Дороги перегружены, число легковушек выросло: ведь многие аэропорты прекратили работу, да и на железных дорогах напряженка с билетами. В итоге многие автовладельцы возомнили себя опытными автотуристами и рванули в нужном направлении, не будучи морально и физически готовы к каким-то транспортным коллапсам и прочим трудностям. Отсюда и печальный итог.
Глава комитета Госдумы по транспорту, Евгений Москвичев, полагает, что 60–70% всех ДТП можно исключить за счет сокращения выездов на встречную полосу движения. Подходящим решением он считает установку тросового ограждения на двухполосных дорогах с наибольшей концентрацией ДТП. Как при этом обгонять тихоходов, при этом не уточнялось.
Впрочем, есть еще одна причина повышенной аварийности, вообще никак не связанная с туризмом и транспортной сетью. Речь опять про электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности. Именно они стали лидерами по абсолютному приросту ДТП – +181%! Смех смехом, но несерьезный, в общем-то, транспорт породил серьезнейшие проблемы. Всего с начала года произошло более тысячи таких аварий, в которых погибло 12 человек, а ранено более тысячи. Примерно половина таких аварий – с участием личных электросамокатов (по итогам 2022 года их доля составляла 32%), остальные – арендные СИМ из так называемого кикшеринга. Есть сведения, что «наверху» уже обсуждают меры по сокращению этого типа ДТП. Грядет увеличение штрафов за нарушения ПДД, появятся новые поправки к правилам и узаконят обязательную регистрацию СИМ.
А научный директор Института экономики транспорта ВШЭ, Михаил Блинкин, отмечает, что социально-экономические причины влияют на рост аварийности больше, чем инфраструктурные. Дескать, когда Россия переживала экономические кризисы (1998 и 2008 годы), моральное состояние населения (и водителей в том числе) ухудшалось, вследствие чего на дорогах вырастала аварийность.