«Электрический Geely EX5: личный опыт владения и выявленные недостатки»
В конце позапрошлого века в Петербурге инженер Ипполит Романов создавал свои электрокэбы. О полвека назад на АВТОВАЗе группа из сотни инженеров работала над разработкой серийного электромобиля. И вот, наконец, это стало реальностью: теперь можно обратиться к дилеру Geely и приобрести такой автомобиль. Заверните!
Нам очень повезло. Прямо у подъезда редакции, под нашими окнами на улице Гиляровского оказалась зарядная станция. Утром приезжаешь на работу, ставишь машину на зарядку, а вечером уезжаешь домой с полностью заряженной батареей — это замечательно! Однако, около получаса двое взрослых мужчин с высшим образованием пытались зарядить ЕХ5. Нам удалось подключить тяжелый и грязный кабель в гнездо переднего правого крыла Geely, но зарядка не началась. Мы попробовали загрузить несколько приложений, целых три, — безрезультатно. Мы долго пытались разобраться с ними, используя два смартфона и немало нецензурных выражений, но безуспешно. В конце концов, проезжающий мимо человек посоветовал: «Оно платное и неисправно, лучше поезжайте в Банный переулок…» И тут же вспомнилась сказка про Конька-Горбунка».

«Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится»
Вчерашняя поездка на электромобиле «Джили» произвела на меня сильное впечатление. Разгон получился впечатляющим! Он не сопровождался резкими рывками, как в большинстве электрокаров, с которыми мне доводилось сталкиваться, а был плавным, мощным, словно непреодолимая волна подхватывает вас на любой скорости и устремляет вперед. При этом он не издает пронзительных звуков, как Любинский троллейбус в погоне за Деточкиным — поначалу, пока скорость не превышает 30 км/ч, внутри (и снаружи, для предупреждения пешеходов!) звучит тихая, меланхоличная мелодия, а затем в салоне слышен лишь нарастающий шелест шин и свист ветра в зеркалах и передних стойках.

Выбрав режим «Спорт», я также настроил отклик тормозов в этом же режиме, а интенсивность рекуперации установил на «средний». В целом, эта комбинация выглядит весьма привлекательно. Особенно понравился алгоритм работы тормозов. В отличие от многих других электромобилей, которые ощутимо замедляются при снятии ноги с педали газа, тормоза EX5 активируются не резко, а достаточно плавно. Замедление происходит не сразу, а через небольшую задержку, что обеспечивает отличный контроль над автомобилем.


Подвеска также порадовала гармоничным сочетанием комфорта, способности поглощать удары и управляемости. Благодаря достаточно большому ходу она эффективно сглаживает мелкие дефекты на неровном асфальте и уверенно справляется с большими ямами на грунтовых дорогах. Безусловно, на проселочных путях не стоит превышать скорость, однако автомобиль идет плавно, уверенно и приятно. На шоссе ЕХ5 демонстрирует хорошую устойчивость — кроссовер имеет значительный вес и высоту, но аккумулятор, расположенный под днищем, обеспечивает низкий центр тяжести, что предотвращает раскачку и создает ощущение прижатия к дороге. Однако на высоких скоростях в поворотах заметны крены. Но стоит помнить, что это не спортивное авто, а семейный автомобиль: комфортабельный, достаточно быстрый при необходимости и надежный — на него можно положиться. В целом, получился достойный автомобиль: «Эко чудо-огонек!»
«И алмазные копыты.
Крупным жемчугом обиты»
Вовсе нет. Несмотря на несколько международных дизайнерских наград, полученных создателями ЕХ5, его внешний вид не отличается запоминающимися деталями. Маркетологи описывают его как «элегантное и смелое художественное высказывание, сочетающее изящество китайского фарфора с динамичными современными элементами». Между прочим, у «Джили» имеются целых четыре дизайн-центра — в Шанхае, Гетеборге, Ковентри и Милане. Возможно, именно поэтому облик автомобиля получился неким «средним стилистическим»: традиционные пропорции, умеренно плавные линии, отсутствие намеков на внедорожные характеристики. Это не нарочито агрессивный силуэт, но и не воплощение сказочной красоты.

Присутствие электрической природы у Geely ЕХ5 выдает отсутствие решетки радиатора. Однако длинный капот, свойственный автомобилям с двигателем внутреннего сгорания и предоставляющий большое пространство под ним, сохранен. Возникает вопрос, почему не перенесли салон ближе к передней оси, чтобы расширить внутренний объем, как это сделали специалисты Jaguar или Zeekr? Возможно, это сделано в качестве технологической меры предосторожности: если интерес к электромобилям угаснет, здесь можно будет установить двигатель внутреннего сгорания, превратив ЕХ5 в гибрид, а впоследствии и вовсе отказаться от электромотора, тем самым снизив массу автомобиля на 300 килограммов.
«Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету»
По-настоящему хочется надеяться, что китайские производители в скором времени откажутся от таких решений, как выдвижные ручки дверей, которые замерзают зимой, неудобные квадратные рули и подрулевые селекторы трансмиссии, стилизованные под 50-е годы прошлого века. Безусловно, со временем можно адаптироваться к управлению светом и дворниками с помощью левого рычага, но зачем приучать себя к неудобству?


Нестандартная, узкая приборная панель с мелким шрифтом выглядит несколько неуместно (и плохо читается) рядом с большим цветным экраном, расположенным в центре передней панели. Все настройки, за исключением включения климат-контроля, обогрева переднего стекла, вентиляции и внутренней циркуляции воздуха, управляются через дисплей. К счастью, дефлекторы вентиляции имеют механическое управление, а проекционный дисплей частично компенсирует недостатки компактной приборной панели. Но на этом перечисление недостатков заканчивается – дальше в салоне начинаются только достоинства.


Сиденье легко отодвигается при посадке, позволяя погрузиться в атмосферу ненавязчивого комфорта, что проявляется в стильных деталях. Например, привлекательные динамики расположены на верхней части передней панели. Все поверхности здесь мягкие: центральная консоль, подлокотники, козырьки и приборная панель. Передние сиденья оснащены электроприводом с функцией памяти и имеют обогрев с вентиляцией, а пассажирское сиденье также оборудовано подставкой для ног. Отделка салона выполнена из приятного на ощупь пластика с интересным рисунком и текстурой, напоминающей дерево, что создает ощущение дороговизны и отлично сочетается с черным глянцевым лаком и качественным, перфорированным и простроченным кожзамом кресел.


Сзади располагается вагон, где остается около 10 см свободного пространства перед коленями и над головой, если сесть «по ходу движения». В салоне отсутствует трансмиссионный тоннель на полу, все поверхности мягкие, включая подоконники, что создает комфортную и приятную атмосферу. На торце центральной консоли расположены кнопки двухступенчатого обогрева сидений, разъемы мини-USB и USB, воздуховоды с возможностью перекрытия, выдвижная ниша для хранения мелочей, ручки с микролифтом и расположенная рядом подсветка, а также широкий центральный подлокотник с подстаканниками. Спинки дивана регулируются, но в ограниченном диапазоне. Однозначным недостатком является отсутствие крючков для одежды. Однако, под задним сиденьем предусмотрен выдвижной ящик.
«…да не худо
И завесть такое чудо»
В соответствии с китайской традицией, спинка дивана зафиксирована, что исключает возможность изменения длины салона и объема багажника. Объем багажника, стоит отметить, несколько ограничен. Да, опускаемый задний пол позволяет увеличить объем с 302 до 410 л, а под полом расположен вместительный отсек объемом 51 л, где хранятся зарядный кабель, автомобильный набор и компрессор для накачки шин. Однако, шторка в комплектацию не входит и приобретается отдельно.


Нет и запаски вовсе не было. Свое существование она вряд ли заметила кто-то из пассажиров. Но в сочетании с ограниченным запасом хода электромобиля, это не вызывает особого оптимизма. Китайцы обещают 430 км беспроблемной езды. Это не убедительно.
После неудачной попытки зарядить ЕХ5 в городе, я решил воспользоваться услугами АЗС «Трасса», где есть высоковольтные станции быстрой зарядки. В первый раз за 45 минут автомобиль был заряжен с 42 до 100%, всего 35,5 кВт*ч электроэнергии стоимостью 19,8 рубля (плюс чашка кофе и стакан сока в размере 250 и 300 рублей соответственно). Во второй раз за примерно полчаса было зарядено еще 32,5 кВт*ч электроэнергии, доведя автомобиль до 85% емкости батареи.


Действительно, в столицах и ряде других городов все еще можно найти бесплатные парковочные места. Кроме того, владельцев электромобилей освобождают от транспортного налога в Калужской, Воронежской, Кемеровской областях и в некоторых других регионах. Как когда-то заметил Петр Ершов: «И, по своей щедрости, добавил еще пять рублей. Царь был весьма благородным!»

Для владельца электромобиля поездка из этих регионов до Москвы или Санкт-Петербурга может оказаться сложной. Необходимо тщательно планировать маршрут, учитывая расстояние между зарядными станциями. Придется увеличивать время на остановки. Что, если станция окажется неисправной? Что, если не будет доступа к интернету? Что, если разрядится ваш смартфон? Зачем стоит беспокоиться обо всем этом и переплачивать за электрический кроссовер как минимум на полмиллиона по сравнению с бензиновым аналогом того же класса и размера – ради экономии на топливе? Вряд ли. Гораздо вероятнее, что это способ выставить напоказ современный гаджет перед соседями в элитном коттеджном поселке, подобно тому, как Иван-дурак хотел похвастаться жар-птичьим пером. Похоже, Конек-Горбунок давно ответил на эти вопросы своему неразумному хозяину: «Но для счастья своего не бери себе его».





ВЕРДИКТ
Автомобиль ЕХ5, несомненно, обладает рядом достоинств: он быстрый, комфортабельный, тихий и отличается низкой стоимостью эксплуатации. Однако наличие электродвигателя накладывает определенные ограничения, привязывая владельца к источнику электроэнергии. Для эксплуатации этой модели желательно иметь собственный дом, гараж и возможность подключения к мощной зарядной станции. Если все эти условия соблюдены, то можно с удовольствием пользоваться автомобилем?