Ограничения на параллельный импорт автомобилей из-за рубежа.
Параллельный импорт автомобилей был запущен постановлением правительства № 855 в мае 2022 года. Действовал документ до 1 февраля 2024 года. В феврале закончился срок действия – что будет дальше? Минпромторг считает целесообразным продлить действие документа до 31 декабря 2027 года. Окончательное решение пока не принято. Вопрос о продлении находится на согласовании в правительстве РФ.
Параллельный импорт автомобилей стартовал в мае 2022 года по постановлению правительства № 855, действовавшему до 1 февраля 2024 года. В Минпромторге считают целесообразным продлить действие документа до 31 декабря 2027 года, но окончательное решение пока не принято. Вопрос о продлении находится на согласовании в правительстве РФ. Эксперты разделяют мнения: будет ли продлено действие постановления или нет?
Многие полагают, что параллельный импорт продлится, пока российский авторынок не окрепнет полностью. Наблюдается уже ситуация 2019 года: импортеры и дилеры готовы субсидировать высокие кредитные ставки, чтобы продажи были хоть чем-то обеспечены. Возможен сценарий, в котором параллельный импорт будет доступен только для западных, американских и корейских автомобилей. Ввоз машин с двигателями внутреннего сгорания из Китая по параллельному импорту для юридических лиц уже запрещен. Остались гибриды и электрокары. Однако их тоже могут исключить из этой схемы, поскольку ВАЗ обещает освоить производство электромобилей в большом масштабе, а липецкому Моторинвесту также необходимо куда-то девать свои электромобили.
Изначально цель игры заключалась в возможности появления автомобилей на нашем рынке без разрешений от производителей-правообладателей. Сейчас появились новые компании из Китая, которым параллельный импорт, например, дорогих кроссоверов и внедорожников, невыгоден. Некоторые машины разумнее купить по параллельному импорту, сэкономив от пятисот тысяч до полутора миллионов рублей. Минусы такого варианта очевидны – отсутствие гарантий и русификации.
Может ли быть запрещено параллельное импортирование автомобилей? Да, возможно: многие считают, что его задача уже выполнена. Острого дефицита больше нет, ассортимент отечественных и китайских моделей расширяется, появились также машины иранского производства. Что касается европейских машин, то производители создают сложности с их эксплуатацией и обслуживанием в России. Нам это нужно?
Решение о судьбе параллельного импорта зависит от размера утилизационных сборов для компаний и граждан, которые установят власти. В октябре 2023 года правила взимания этих сборов изменились, расходы для многих существенно увеличились, а доступ к льготам стал сложнее. После этого объемы параллельного импорта сократились втрое. Новый рост утильсборов может привести к тому, что это направление прекратит свое существование.
Все остается неизменным, за исключением одного момента. С первого февраля вступают в силу правила, касающиеся установки системы «ГЛОНАСС». Эта спутниковая система навигации была обязательным условием для ввоза иномарок, но ее отменяли в начале 2022 года. Теперь, вероятно, модули «ГЛОНАСС» будут устанавливать обязательно уже с февраля, поэтому стоимость импортных автомобилей возрастет приблизительно на 50-100 тысяч рублей.
Законотворцы, скорее всего, не остановятся на этом. Сейчас активно обсуждаются меры по устранению «слабых мест» в импорте автомобилей с льготной пошлиной из стран ЕАЭС, например, из Киргизии. Введенные ограничения будут действовать постепенно, что вполне ожидаемо: необходимо развивать отечественный автомобильный промышленность, а не поддерживать перекупщиков.
