Обман в мире электромобилей: грандиозное дело века
Любители электромобилей утверждают, что «электрички» не выбрасывают вредных выхлопов и тем самым защищают природу. Однако реальность отличается от этого утверждения! И это лишь один из обманчивых мифов о машинах на электричестве.
Сторонники электромобилей утверждают, что они не загрязняют окружающую среду, так как не сжигают топливо. Однако это не совсем верно. Электричество все равно производится на электростанциях, работающих на мазуте или угле. В итоге загрязнение воздуха просто перемещается с одной точки в другую. При увеличении парка электромобилей потребление электричества возрастет, и реальные выбросы от тепловых электростанций также будут расти.
ТЭС потребляют не только ископаемое топливо, но и большое количество воды. Согласно расчётам Международного энергетического агентства, к 2035 году из-за увеличения мощностей электростанций расход водных запасов вырастет вдвое.
Решение проблемы, на первый взгляд, простое: нужно найти того, кто вместо ТЭС будет производить электричество. Это могут быть атомные электростанции или альтернативные источники энергии. После аварии на АЭС в Фукусиме люди боятся строить новые станции – что-то может случиться… Альтернативных источников, в общем-то, почти нет – где их взять? Ветряки? Приливные электростанции? Солнечные батареи? Все это игрушки – не хватает мощности для реальных потребностей. Даже развитие гидроэнергетики ставит «зеленых» в затруднительное положение, так как для этого нужны дамбы, затопляющие большие территории, нарушающие экологию и вынуждающие людей переезжать.
В нас наглым образом врут про высокий КПД электрокаров. Говорят, что электричество превращается в механическую энергию с меньшими потерями, чем при создании лошадиных сил и ньютон-метров из углеводородов непосредственно в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Да, на бумаге КПД электромотора действительно выше, чем у ДВС. Но если посмотреть на весь путь передачи энергии от электростанции до аккумулятора электромобиля и учесть все потери (в среднем составляющие 20%, а в старых или изношенных сетях, а также при большом удалении точки зарядки электромобиля от электростанции – еще выше), мы увидим другую картину. Это только потери при передаче! Большинство ТЭС также имеет невысокий КПД преобразования тепловой энергии в электричество – он даже ниже, чем у современного ДВС. А вишенкой на торте станет осознание того факта, что в случае с электромобилем мы просто получаем удлинение цепочки превращения ископаемого топлива в механическую энергию с лишними звеньями: линиями электропередач, трансформаторами, зарядной станцией, аккумулятором и электромотором.
Производство аккумуляторных батарей выделяет больше токсинов, чем обычное автомобильное производство, и повышает выбросы парниковых газов.
Срок службы аккумуляторов для электромобилей ограничен пятью-семью годами после чего требуется замена. Выбросить их на помойку нельзя – земля будет заражена на долгие годы. Вторичная переработка потребует в разы больше энергетических ресурсов, чем изготовление новых батарей. Это неизбежно увеличит выбросы ТЭС. Самый простой способ избавиться от старых батарей – сжечь их в специальных печах.
Электромобили причиняют ущерб экологии не только при производстве и утилизации аккумуляторов. Большая масса электрокаров ускоряет износ покрышек и дорожного полотна. Микрочастицы резины и асфальта попадают в почву и организм человека, нанося вред сердечно-сосудистой системе. Скептики считают этот ущерб для здоровья ещё большим, чем от выхлопных газов.
В процессе электромобилизации множество проблем игнорируются властями и автопроизводителями. К ним относятся загрязнение воздуха тепловыми электростанциями, имеющими низкий КПД и теряющими значительную часть энергии в проводах и трансформаторах. Производство электромобилей вредно, особенно изготовление и утилизация батарей. Кроме того, тяжелые электромобили сильнее машин с ДВС загрязняют воздух продуктами износа шин и дорожного полотна.

Оптимисты укажут на то, что основное загрязнение атмосферы сегодня происходит не от транспорта, а из-за природных факторов, таких как пожары, вулканические извержения и жизнедеятельность животных.
Они напомнят о том, что еще десять лет назад нас пугали исчерпанием запасов нефти, а сейчас эта тема постепенно забывается. Поэтому хоронить ДВС пока рано, особенно в России с ее обширными расстояниями и доступным газом, который уже стал альтернативой бензину во многих регионах.
Что еще почитать:
Электромобили в России — это нереалистичная концепция.
Превращение автотранспорта в многоразовые изделия: преимущества восстановительного ремонта.
Почему в России не снижают пошлины на импорт автомобилей?