Объезд препятствия по сплошной


Объезд препятствия по сплошной

Недавно видел сюжет по ТВ. Автомобиль едет по дороге, имеющей две полосы в каждом направлении, правая полоса
занята припаркованными автомобилями, по полосе движения препятствие в виде остановившегося автомобиля с включенной аварийкой. Справа объехать нет возможности, там все занято, слева двойная сплошная. Может ли водитель объехать препятствие слева без нарушения ПДД? В. Галанцев, Череповец

Ситуация непростая, поскольку теоретический взгляд на ваш вопрос часто расходится с практикой. Итак, если мы исходим из того, что все указанные вами обстоятельства будут подтверждаться иными доказательствами (схемой правонарушения, если вас оформят по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, или видеозаписью, или просто не будут оспариваться ИДПС при опросе в суде), то ситуацию следует оценивать следующим образом. Вы не имели иной возможности продолжить движение, не имели возможности объехать препятствие справа (по п. 1.2 ПДД РФ — это препятствие), Ваши действия носили вынужденный характер. Вы даже развернуться без нарушения ПДД РФ не могли, поэтому в ваших действиях отсутствует состав административного правонарушения. Можно прекратить дело с анализом состава административного правонарушения, можно с применением ст. 2.7 КоАП РФ «Крайняя необходимость», поскольку нарушались ваши права на свободу передвижения и т. п. Некоторые судьи применяют ст. 2.9 КоАП РФ, не устанавливая отсутствие состава административного правонарушения, но освобождая от наказания по малозначительности. Есть, на наш взгляд, неверная практика, по которой действия водителя переквалифицируют на ст. 12.15 ч. 3, которая как раз и говорит о выезде в нарушение требований ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Но наше мнение, которое подтверждено некоторыми судебными решениями, таково, что привлекать к ответственности по данной статье можно только при наличии иных вариантов движения (объезд справа, разворот и т. п.).

Вышеизложенное касалось теоретического взгляда на данный вопрос, поскольку на практике в схеме может быть не указано наличие препятствий. ИДПС по разным причинам (например, «не помнит») не подтвердит их наличие, видеозаписи может не быть и т. п. В таком случае основной проблемой будет доказать фактические обстоятельства совершения маневра, при этом, даже доказав их, можно получить непредсказуемое решение, поскольку суд выносит решение исходя из своего внутреннего убеждения, которое иногда может и не соответствовать закону, но не все и не всегда обжалуют подобные решения.


Источник