Новый закон об услугах такси вызвал проблемы для перевозчиков и пассажиров.

Последние события всё чаще затрагивают тему перехода водителей из такси в нелегальную сферу. На круглом столе в «РИА Новости» рассмотрели ряд мер для замедления этой тенденции. Центральной темой обсуждения стали изменения, которые нужно внести в закон о такси как можно скорее.

В декабре 2022 года для регулирования пассажироперевозок приняли закон № 580-ФЗ о такси, который с 1 сентября 2023 года начал действовать. После вступления закона в силу самозанятые приравнены к транспортным предприятиям. Почти сразу после его появления стало ясно, что многие положения нуждаются в корректировке, так как они избыточны и сложны для выполнения. Например, закон разрешил самозанятым на собственном транспорте перевозить пассажиров, но фактически запретил это из-за невозможности предрейсового медосмотра в рамках самозанятости. В результате физические лица ушли в «серое» поле: чаты и нелегальные агрегаторы.

Директор управляющей организации ГК «Максим» Максим Шушарин полагает, что действующий закон с требованиями для таксопарков неприменим к частным водителям, ведь 90% перевозок осуществляют именно они на личных авто. По его мнению, нужно стремиться не заставлять частников проходить медосмотры, а наоборот, повышать уровень безопасности водителей такси до уровня частных перевозчиков. Эксперт подчеркивает, что закон допускает работу самозанятых для привлечения большего количества исполнителей и доступности услуги, а также для получения налоговых поступлений. Однако из 2,5 млн частников-самозанятых, занимающихся таксистами, зарегистрировано лишь 640 тыс., а разрешение получили всего 1,4%. Поэтому необходимо устранить запреты, мешающие частникам работать легально.

Арсений Щельцин, директор АНО «Цифровые платформы», указывает на сложность положения физлиц-самозанятых из-за высокой бюрократической нагрузки: им нужно больше документов, строгие проверки, оформление через МФЦ и «Госуслуги». Нарушение правил может привести к запрету деятельности. Расходы на транспорт покрываются только за счёт самозанятых без субсидий и льгот. Большинству не хватает централизованной помощи и инфраструктуры для медицинских и технических осмотров. Финансовые гарантии ограничены, возможности масштабирования также урезаны.

Директор центра компетенций АНО «МЕФТ» Станислав Швагерус сетует на отсутствие в транспортной стратегии РФ четких путей развития легкового таксомотора, занимающего третье место по пассажирообороту в стране.

Эксперт отметил, что закон о такси не ввел новых требований к развитию, но создал сложную административную систему регулирования. По его словам, 80 % требований закона № 580-ФЗ — это инструкции органам региональной власти по переписыванию самозанятых, перевозчиков и автомобилей.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции Сергей Лисовский подвёл итоги выступлений на круглом столе: сохранение закона № 580-ФЗ может привести к росту цен из-за монополизации рынка при отсечении самозанятых. Кроме того, рост цен будет связан с увеличением издержек такси по причине избыточных условий, навязанных водителям, таких как повышение ОСАГО и введение ОСГОП.

Закон № 580-ФЗ о такси негативно повлиял на регионы. Средние, малые города и поселки оказались за бортом стратегии развития транспортных перевозок России. В результате государство лишается налоговых поступлений, а уровень преступности растет. Это критично важное обстоятельство. Изменения в законе должны соответствовать требованиям времени. Пора пересмотреть подход к цифровым решениям в сфере транспорта.

Цифровая трансформация актуальна в настоящее время. Предлагается переход от карательного к доверительному праву на основе доверия к гражданам. Необходимо ввести понятие презумпции ответственности, исходя из того, что граждане ответственны и законопослушны, им выгодно соблюдать закон для жизни в безопасном правовом государстве. Самозанятый на своей машине — добросовестный гражданин, обычно семьянин, для которого машина является частью семьи. Без машины у него не будет ничего, поэтому он бережет ее и безопасно ездит. Статистика это подтверждает, — сказал спикер.

Лисовский считает, что Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и МВД должны пересмотреть свою позицию по закону о такси. Самозанятые могут работать в Москве и снизить стоимость услуг, особенно во время экстремальных сезонов с неблагоприятной погодой.

Лисовский предложил заменить традиционные методы проверки здоровья таксистов на электронное анкетирование. Предполагается, что каждый таксист-самозанятый перед получением заказа должен будет заполнить электронную форму, подтверждающую трезвость, отсутствие проблем со здоровьем и исправность автомобиля. В случае ДТП, если информация в анкете окажется неверной, это станет отягчающим обстоятельством.

Парламентарий предложил Банку России отказаться от обязательного страхования гражданской ответственности (ОСГОП) для агрегаторов. Это, по мнению депутата, станет стимулом для водителей перейти из нелегального в законное поле. Если агрегатор гарантирует выплату страховки и водителю, и пассажиру, это указывается в договоре с водителем и агрегатором, что выгодно всем — особенно потребителям. Депутат подчеркнул, что думая о гражданах и о стране, необходимо решить все эти вопросы.

Группа депутатов Государственной Думы под руководством Сергея Лисовского разработала поправки к закону «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси». Поправки предусматривают изменение порядка прохождения ежедневных медосмотров и проверку технического состояния автомобилей водителями-самозанятыми.

Подписка на рассылку материалов Автопарка