Новый стандарт противодействия пьянству за рулем.

Не всё происходящее 1 апреля — розыгрыш. Несмотря на то что иногда реальность кажется необычной. Например, новый стандарт по части управления автомобилем в нетрезвом виде.

В России с 1 апреля 2023 года действует стандарт алкозамков, отслеживающих ситуацию «поддав». Документ ГОСТ Р 70637−2023 устанавливает требования к составu, функциональности и безопасности алкозамков. Они должны определять концентрацию паров этанола в выдыхаемом водителем воздухе. При превышении нормы алкозамок блокирует мотор и сообщает информацию «оператору платформы верхнего уровня». Вероятно, под такой платформой понимают автохозяйство или подразделение ГИБДД. Стандарт распространяется на машины разных категорий – от легковых до грузовых. 28-страничный документ излагает общие принципы нововведения, терминологию и т.п. Законодательной основы для обязательного внедрения алкозамков пока нет.

Новый стандарт был ожидаемым. 12 лет назад такие устройства уже применяли на школьных автобусах в отдельных регионах, однако потом стало тише. В 2013 году депутаты Госдумы предлагали оснащать алкозамками машины водителей, пойманных за пьяную езду. В новом стандарте эта возможность предусмотрена. Пара лет назад столичный департамент транспорта Москвы установил в эксперименте алкозамки на десять служебных машин, но информации об итогах такого опыта не поступало.

Новый ГОСТ может не повлиять на ход событий, поскольку стандарт пока необязателен. Кроме того, нынешнее время не самое благоприятное для подобных нововведений, которые, скорее всего, увеличат цены на транспортные услуги. В конечном итоге за это заплатит потребитель. Цены на алкозамки сегодня варьируются от 30 тысяч рублей за отечественные до 200 тысяч за импортные модели с видеокамерами.

В настоящее время алкозамки применяют на бензовозах нефтяных компаний, оснащённых датчиками, камерами и другими устройствами, препятствующими обману электроники. Новый ГОСТ предусматривает защиту от подмены лица при проверке личности (речь идёт о дорогостоящих устройствах, которые по камере сравнивают фото водителя с базой данных фотографий). Возможен контроль выдоха в движении: водителю выдаётся предписание об остановке движения, но мотор не глушится. Приборы можно временно отключить дистанционно и запустить двигатель без проверки. Минимальный объем воздуха для проверки алкозамком — 1,2 л; проверка занимает не более 15 секунд.

Работники транспортной отрасли негативно относятся к этой идее. По их мнению, водители уже проходят обязательные медицинские осмотры, а на машинах установлены тахографы, системы ГЛОНАСС и другая техника. Возможно, что подобные приборы были бы оправданы для дальнобойщиков, живущих вдали от цивилизации, но для городских условий – нет. Многие не верят в надежность предлагаемой техники, убеждены, что обмануть ее просто, а вот починить при отказе будет сложно. В последнем случае могут нарушаться графики поставки грузов, объяснить которые техническими неполадками будет затруднительно.

Изображение: img.freepik.com

Цель написания нового документа была благой: исключить пьяных водителей с дорог. Возможно, нам удалось приблизиться к этой цели.

Что еще почитать:

Алкозамки для пьяных водителей – благо для общества.