Новые санкции под угрозой для автопроизводителей России
Сообщение не удивляет ничем необычным. Министерство финансов США недавно обновило список российских компаний и граждан, против которых вводятся санкции. В него вошли впервые автомобильные корпорации АВТОВАЗ, «Москвич» и Sollers. Удивительно только то, почему этого не случилось ранее.
Заявление американского Минфина приводит конкретику: санкции вводятся для ограничения российского автомобильного производства во всех его проявлениях. Раньше американцы стремились навредить г-ну Дерипаске из-за его связей с Путиным, а через него – всем ГАЗу. Теперь виноватым признан сам завод.
В список попали также АВТОВАЗ, «Москвич» и Sollers. На этот раз под удар попали производители гражданских автомобилей, не имеющие отношения к выпуску военной техники или техники двойного назначения.
Данные санкции заокеанским единомышленникам кажутся гуманными. Особо отметили тот факт, что от новых ограничений не должны пострадать ни сельское хозяйство, ни медицина. Расширение представляет собой исполнение решения глав «Большой семёрки», принятого на встрече в Японии в мае текущего года. В итоговом заявлении лидеров семи стран тогда говорилось о необходимости принять меры против российской индустрии, строительного и транспортного секторов.
Кроме перечисленных заводов дядя Сэм наложил санкции на компанию «Автодор», занимающуюся строительством дорог, а также «Итэлму», выпускающую системы АБС и ЭРА-ГЛОНАСС, и даже «Тонар» с его прицепами для грузовиков.
Как все это повлияет на деятельность компаний, которые столкнулись с санкциями? Понятно, что давно стремятся перестроить свой бизнес, чтобы перейти на каналы поставок, независимые от заокеанских настроений. Но главным при этом становится сотрудничество с КНР. Кроссовер Lada X-Cross 5 планируется собирать в Питере. Нынешний «Москвич» ориентирован на машинокомплекты китайской компании JAC. Группа ГАЗ рассчитывает на локализацию китайских дизелей для семейства «Газель», а также на сборку среднетоннажных и тяжелых грузовиков из китайских машинокомплектов под собственным брендом «Валдай» на основе моделей Foton. Что до Sollers, то во Владивостоке и Елабуге выпускают под собственным брендом пикапы и фургоны на базе моделей JAC.
Всё зависит от того, чье влияние окажется сильнее: Востока или Запада. Пока всё спокойно, а Китай не входит в «Большую семёрку». Россия и Китай участвуют в БРИКС и сотрудничают, также есть Иран и Турция, но прогнозировать их действия сложно. Желающих открыто противостоять американцам мало.
В отношении КНР возможны разные сценарии. Если компания принадлежит американцам, сотрудничество с Россией исключено. Если китайская компания связана с американскими партнёрами, например, использует лицензии, решение остаётся за китайской стороной. В остальных случаях риски при взаимодействии с РФ отсутствуют.
Китайские компании предпочитают избегать рискованных проектов.
Общий настрой не утешителен. Как вспомнить автомобильный завод полувековой давности, который вообще не зависел от импорта и тем более санкций. Технический уровень нынешнего времени конечно же выше прежнего, но и производство карбюраторов требовало солидной оснастки. А сегодня многие автолюбители предлагают возобновить выпуск ВАЗ-2109: мол, такие простые машинки будут пользоваться спросом.
Конечно же наивное, но зато искреннее желание.

Что еще почитать:
АВТОВАЗ продаёт машины по ценам завода: узнаём подробности