Новые модели грузовиков КАМАЗ
На рынке появились тяжелые трехосные и четырёхосные самосвалы нового семейства камских грузовиков. Dalnoboi.orgПоехал на завод, чтобы рассказать читателям о новой линейке грузовиков из районов Камы.
Модель седельного тягача вызвала большой резонанс. 5490Транспортники встретили его с некоторым недоверием, свойственным новому российскому производству. Несмотря на то, что грузовик состоял в основном из импортных комплектующих, всё равно это был новый КАМАЗ. За год и несколько месяцев грузовики завоевали доверие потребителей. Вследствие этого к семейству добавился логичный вариант.
Линия окраски кабин
Из уст конструктора, который не уставал насыщать слушателей информацией о материальной части нового семейства грузовиков, звучал вопрос, какая классификация удобнее: ГОСТ или та, что предложил Mercedes-Benz. На заводской табличке индекс 6580…, а на шильдиках кабины К5044 или К4141. Как и у немецких автомобилей, первые две цифры обозначают полную массу машины, а следующая пара – округлённую мощность двигателя в лошадиных силах. Буквы в новом семействе определяют назначение грузовиков: М – магистральная группа техники, К – тяжёлая или полноприводная группа.
Модель 658025 имела три оси, а самосвал 8х4 — индекс 658015. Конструктор верно заметил, что машине массой 50 тонн следовало бы носить обозначение 758015. Но это лишь начало запутанного пути конструктива нового семейства. Главное то, что новая кабина не означает унификации шасси. То есть, встретив несколько КамАЗов с кабиной Mercedes-Benz Axor в один день, нельзя утверждать, что у них одинаковые моторы, коробки передач и ведущие мосты.
Ранее КамАЗ не выпускал самосвалов весом до 50 тонн и такого уровня комфорта…
Развитие модельного ряда КамАЗ грузовиков маркетологами и конструкторами предвидено в трёх направлениях. Первый путь касается магистральных машин и предполагает высокую долю компонентов Daimler AG с дальнейшей локализацией их комплектующих на площадях в Набережных Челнах. Второе направление – максимальное использование традиционного шасси и агрегатной базы классических КамАЗов, но с новой кабиной. Третье направление – постройка новых шасси с использованием как собственных, локализованных, так и покупных компонентов для создания моделей, которых ранее не было в гамме КамАЗ. Ярким примером такого конструктива является самосвал с колёсной формулой 8х4 и полной массой 50 тонн!
Производство двигателей на СП «Камминз Кама»
Первая известная проблема при создании российского тяжёлого самосвала – мосты. Российским производителям не хватает мостов грузоподъёмностью 16 тонн, поэтому были приобретены агрегаты марки HanDE Axle из Китая. Это ведущие мосты с бортовыми передачами, с межколесными и межосевыми механизмами блокировки. Предвидя скептицизм «опять китайское…», спешу развеять предубеждения: эти мосты производятся в Китае по лицензии MAN и когда-то стояли на немецких тягачах семейства… F2000Сейчас их можно увидеть на Шачмане, Дунфэнге, и серьёзных нареканий к ним нет. Теперь самое время вспомнить про силовой агрегат. Сегодня в распоряжении КамАЗа достаточно агрегатов. В соответствии с вышеизложенной концепцией «трёх направлений» это могут быть агрегаты Daimler, собственные V-образные моторы модернизированного семейства 740, ещё совместное предприятие «Камминз КАМА» здесь же собирает по лицензии семилитровый Cummins ISB6.7E4300. В перспективе ведётся сотрудничество с маркой Liebherr.
Новый двигатель серии ISG12 из КНР
Для шасси грузовика полной массой 50 тонн требуется мощный и компактный двигатель, чтобы обеспечить эффективную работу с новой комфортной кабиной. В итоге выбор вновь пал на марку Cummins. Серия ISG12, новая глобальная платформа Heavy-Duty, разработана в США и впервые представлена в сентябре 2013 года. Она состоит из рядных шестицилиндровых двигателей объемом 10,5 и 11,8 л, отличающихся компактностью и небольшой массой. Производство началось прошлой осенью в Китае на заводе Beijing Foton Cummins Engine Co.
Двигатель Cummins ISG12 мощностью 350-500 лошадиных сил соответствует четвёртому или пятому экологическому классу в зависимости от настройки. В Набережных Челнах считают, что такой двигатель отлично подойдет новым КАМАЗам. На выставке «Комтранс-2015» прошли переговоры с участием генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина и президента Cummins Inc. Тома Лайнбаргера о возможности выпуска этих двигателей на совместном предприятии «Камминз КАМА». На протестированных машинах стояли двигатели из Китая.
Единственным недостатком силового агрегата, ставшем результатом стремления к массе и компактному размеру, является цельный негильзованный блок цилиндров. Отсутствует возможность расточки цилиндров под размеры ремонта. В отдаленной перспективе это может привести к росту стоимости восстановительных работ, но на практике необходимость преждевременного ремонта цилиндропоршневой группы чаще всего обусловлена действиями человека.
Серьги на сайлентблоках. Двойная рама из лонжеронов U-образного профиля, усиленная (Heavy Duty) с усилителями в местах наибольшей нагрузки (как и у многих производителей «строителей» усилена вставками «лонжерон в лонжероне»).
В Набережных Челнах на предприятии «ZF-Кама» производятся девяти- и шестнадцатиступенчатые коробки передач. Ни одна из моделей не подходит для тяжёлого самосвала из-за ограничения по максимальному крутящему моменту – не более 1800 Нм. В новом тяжёлом шасси трудится коробка передач ZF16S2225TO с тросовым приводом управления из Германии, способная работать с моментами до 2300 Нм. Среди новшеств также межосевые и межколёсные блокировки в базовой комплектации, сайлентблоки в рессорных серьгах и стабилизаторы поперечной устойчивости от модели 65115. Рама усилена вставками «лонжерон в лонжероне», как у большинства грузовиков строительного типа.
Четырёхосная машина, вид снизу К5044 (658015)
Тормозные камеры установлены на высоком безопасном месте.
В пустом самосвале ездить комфортно: даже на неровной дороге ход получается мягким.
Что же за рулём? Продолжение громозкого и безыскусного грузовика, упрощённый «Мерседес» или очередной русско-китайский сплав? Ничего подобного! Это действительно новый и современный автомобиль. Представьте ситуацию: опытный водитель, знакомый с КамАЗами прошлых лет, вдруг получает на работе новую модель 658025, то есть К5044 D. Он будет не просто приятно удивлён, но и не найдёт никакой негативной связи с прошлыми моделями.
Зажигание включаю — приборный щиток оживает. На ЖК-дисплее появляется фирменная камазовская «лошадка», шкалы совершают круг самодиагностики. Двигатель тоже оживает, но без вибраций и едкого запаха выхлопа. На улице холодно, заводской водитель-испытатель перед встречей с журналистами заботливо прогрел мотор, теперь теплый воздух из дефлектора на панели льётся мне в лицо. Затем направляю тепло к ногам и на ветровое стекло. Нащупываю левое поле «пощёчины» рычага коробки передач, поскольку самосвал не гружёный, выбираю третью передачу и плавно выезжаю на трек, выжимая невесомое сцепление. Ночью было холодно, а днём потеплело и пошёл мокрый снег, превратив дороги испытательного заводского трека в колеи со снежно-водяной кашей. Скользко! Освоившись, пробую переключать передачи, тормозить резче и даже спровоцировать занос.
В ответ на попытки допустить ошибки при переключении передач двигатель подарил молчаливую тягу на низких оборотах и достойную эластичностью. Попытка резко тормозить на льду завершилась неудачей из-за мягкой настройки тормозного крана – педаль требовала более сильного давления. На втором круге торможение и поворот прошли успешно. Всё возможно: четырёхосный самосвал невозмутим и стабилен. Не думаю, что переоцениваю машину, но мне понравилась и настройка подвески: даже в порожнем самосвале с рессорной подвеской почти нет ощущения покачивания на кочках и ухабах, плавность хода превосходная! Даже при простой подвеске кабины – на пружинных стойках.
Настал мой черёд прокатиться на машине с колёсной формулой 6х4. Уже знакомая кабина (в том числе по «Аксору»), вновь устраиваюсь удобно, украдкой зевнув при взгляде на заднюю стенку кабины, где мог бы быть уютный спальник (был ранний, почти ночной перелёт). Поехали, и вот вылезает досадная огреха, свойственная любому предсерийному образцу. Спица рулевого колеса совсем не стремится в центр при прямолинейном движении, а околонулевая зона размытая.
Вначале предположил о неверной установке руля на шлицах рулевого вала, но затем заметил рысканье грузовика, указывающее на необходимость регулировки схождения колёс передней оси. Двигатель здесь немного менее мощный – 410 «лошадок», но принципиальной разницы с самосвалом 8х4 нет. Об нюансах управляемости утверждать не берусь – сначала надо отрегулировать углы установки передних колёс. На более короткой трёхосной машине радиус поворота будет несколько меньше, и ввинчиваться в траекторию автомобиль начнёт раньше и острее.
Теперь детальки на рамке выполнены аккуратно, — совершенно не похоже на работы первых мастеров.
В начале зимы 2015 года в Челнах я увидел многого, кое-что даже запретили показывать, вежливо попросив удалить два десятка кадров с моей камеры – коммерческая тайна, ничего не поделаешь! Это свидетельствует о том, что КамАЗ жив и будет жить, всерьёз задумываясь о будущем. Пусть с оглядкой в прошлое, пусть не всё получается сразу. Стратегические партнёры разные, их несколько: что-то не удастся с одним, получится с другим. Тяжёлые годы перемен оставили свой след, так что бежать знаменитому скакуну с эмблемы завода приходится и рысью, и галопом. И новые модели из года в год тому подтверждение.
Серийное производство автомобилей семейства КАМАЗ-6580 с компонентами Daimler начнется в 2016 году. Пока на предсерийные образцы ставятся собственные двигатели. Например, полноприводный трехосный самосвал КАМАЗ-65802 грузоподъемностью 20 тонн демонстрировался на выставках и различных показах с 400-сильным двигателем КАМАЗ-740.735-400 уровня Евро-5. В Набережных Челнах хотят иметь в своем арсенале и более мощные двигатели, специально приспособленные для работы в тяжелых условиях, например, современные двигатели Cummins G-серии, как на предсерийных грузовиках.
Источник: Dalnoboi.org.