Новинки российских вездеходов 2022 года

Новые модели гусеничных вездеходов, снегоходов, амфибий и других внедорожников от отечественных компаний – обзор в материале.

Несмотря на активное строительство новых платных автобанов Несмотря на реконструкцию старых федеральных трасс, большая часть России до сих пор не имеет дорог с твердым покрытием. В связи с этим тема вездеходов остается актуальной. Ежегодно на рынке появляются новые игроки, а компании, уже известные потребителям, представляют новые и обновленные модели. Об этом мы расскажем в нашем обзоре.

БЕСШУМНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Технополис «Эра» год назад показал опытный электромобиль для разведки и скрытого снабжения армейских подразделений. В 2022 году компания продемонстрировала модернизированный вариант опытного внедорожного военного электрокара (4х4). В нем все так же два места для военных, но учтены замечания заказчиков и проведена доработка.

Изображение: img.freepik.com
Созданный в 2022 году опытный электромобиль (внедорожник 4х4) Технополиса «Эра» предназначен для разведке и тайного снабжения передовых военных групп.

Дизайн внешнего вида изменен, функционал повышен. Системы ВИЭ-генерации стали в три раза мощнее прежних. Это повысило проходимость бесшумного разведчика и увеличило его автономность. В корме кузова появились вместительные багажные отсеки. Полезная нагрузка для перевозки боеприпасов, амуниции, пайков и других легких грузов может быть увеличена за счет отказа от второго члена экипажа.

Новая модель обладает рядом преимуществ: тишина работы, возможность заряжаться от солнца, скрытность от тепловизоров и отличная проходимость.

«ПИКАП-МАКС» ОТ «SEVER TRUCKS»

В 2013 году заядлый рыбак и охотник Андрей Якуба основал компанию «Sever Trucks» в городе Саянске Иркутской области. В том же году был создан первый снегоболотоход, в 2014-м — второй, а в 2015-м построили 13 единиц. В 2016 году производство переместили в Красноярск.

В производственной линейке представлены двухосные модели 4х4: «Егерь» (от 4,7 млн руб.), «Профи» (от 5,95 млн руб.), «Турист» (от 6,3 млн руб.), а также трехосные 6х6: «Профи-Макс» (от 8,35 млн руб.) и «Пикап-Макс» (от 8,55 млн руб.). Новинкой является модель вездехода «Север-3360 Пикап-Макс» с габаритами 6750х2500х2805 мм и массой 4600 кг. В выставочном варианте она стоит 10 млн 663 тыс. 750 руб. У него закрытая 5‑местная кабина, открытая бортовая платформа грузоподъемностью до 2000 кг, дизельный двигатель Cummins ISF 3.8 мощностью 152 л. с. и механическая коробка передач. В конструкции применяются мосты ЗИЛ-131 и ГАЗ-66, 120‑литровый топливный бак.

Изображение: img.freepik.com
Новинка сезона – вездеход «Север-3360 Пикап-Макс» в выставочном варианте стоит десять миллионов шестьсот шестьдесят три тысячи семьсот пятьдесят рублей.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

ФЛАГМАНСКИЙ «ТРЭКОЛ ХАСКИ»

В 1988 году образована научно-производственная фирма «ТРЭКОЛ», ежегодно выпускающая 350 внедорожных транспортных средств. За всё время было выпущено 5212 единиц. Так же, как нижегородская «ГАЗель» дала название классу малотоннажных грузовиков, слово «Трэкол» стало термином для снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления (0,15…0,65 кг/см). 2).

Новинка 2022 года — флагманская восьмиместная модель «Трэкол Хаски» размером 6880х2550х3110 мм и массой 4000 кг. Получила закрытый утепленный трехдверный кузов из алюминиевого сплава, шины размером 1600х700‑635 мм, топливный бак емкостью 210 литров, возможность перевозить грузы до 2000 кг на плотных грунтах и до 1500 кг на слабонесущих грунтах и на плаву.

Модель предназначена для круглогодичной эксплуатации, может преодолевать водные преграды благодаря водоизмещению колес, а при дорожном просвете 550 мм обладает высокой проходимостью. «Хаски» имеет короткую колесную базу 2770+1760 мм, что благоприятно сказывается на передвижении по бездорожью. Высокой проходимости способствуют короткий передний и задний свесы размером 1120 и 1230 мм соответственно.

Рабочий объем двигателя Hyundai D4BH, работающего на дизельном топливе и оснащенного системой наддува, составляет 2476 см³. 3Мощность составляет 100 л. с. при 3800 об/мин, а максимальный крутящий момент — 225 Нм при 2000 об/мин. В трансмиссии применена механическая пятиступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздатка и межосевой дифференциал с блокировкой. Для управления вездеходом необходимо удостоверение тракториста-машиниста категории «All» для внедорожных транспортных средств. Цена новинки начинается от 8 млн руб.

Изображение: img.freepik.com
Модель снегоболотохода «Хаски» с шестью ведущими осями от предприятия «Трэкол» доступна от восьми миллионов рублей.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

НОВЫЙ БРЕНД: «АРХАНТ»

В линейке новинок 2022 года компактному поисково-спасательному снегоболотоходу Arkhant N (4х4) отводится достойное место. Его представили на стенде МЧС РФ как новый бренд «Архант», заменивший «Шерп». Это следствие отделения российской компании ООО «Шерп» от бизнеса украинских владельцев до июля 2021 года Владимира Школьника и Сергея Самохвалова. После этого владельцем компании стала гражданка РФ Екатерина Гаврилина, а с 18 марта 2022 года — гендиректор Эдуард Павлов.

Полноприводный «Архант N» (4х4) разработки Алексея Гарагашьяна при скромных размерах имеет грузоподъемность 1000 кг. Он оснащен кузовом с брезентовым тентом, преодолевает расстояния со скоростью 40 км/ч по суше и 6 км/ч по воде. В розничную продажу новинка массой 1600 кг в базовой комплектации поступит с бензиновым и дизельным двигателем. Первый произведен в Санкт-Петербурге, второй импортируют из Китая — это мотор Kubota мощностью 85 л. с. Ранее на питерские вездеходы ставили японский дизель и механическую трансмиссию. Теперь будет однолитровый китайский мотор, работающий с бесступенчатым вариатором.

В рамках нового бренда «Архант» предполагается производство как ранее выпускавшихся моделей снегоболотоходов, так и новой линейки машин для охоты, рыбалки, поисково-спасательных операций, патрулирования труднодоступных территорий в заповедниках, заказниках и других природоохранных зонах.
Основное преимущество «Арханта» с пластиковым кузовом по сравнению с моделью «Шерп» с алюминиевым кунгом — цена: 5 миллионов рублей против 10 миллионов рублей. Эксперты оценивают потенциальный спрос на упрощенную версию вездехода в несколько десятков единиц в год. Причина заключается в том, что для личного пользования он недостаточно комфортабелен, а для спасателей обладает малой вместимостью и невысокой грузоподъемностью.

Изображение: img.freepik.com
Новинка 2022 года — компактный поисково-спасательный снегоболотоход Архангельск Н (4х4).

«ЛЕШИЙ» ИЗ САРАТОВА

Компания «Солитон» из Саратова представила машину-амфибию «Леший» как универсальный транспорт для различных отраслей. Ее можно использовать, например, в качестве патрульного средства для лесничеств, спасательного транспорта в районах наводнений, обслуживания экспедиций и туристов, а также технического обслуживания промышленных объектов. В 2023 году выйдет модификация для борьбы с лесными пожарами.

Масса «Лешего» равна 5500 кг, развесовка по осям идеальная: 50х50 %. Полезная нагрузка — 2500 кг. Амфибия с водоизмещающим стальным корпусом и шинами КИ-126 или «Арктиктранс» размерностью 1300х700 R20 может передвигаться по воде с помощью водомета. Автономный ход у неё большой. При длине 5700 мм, ширине 2350 мм, высоте 2800 мм полезный объем составляет 15 м3. «Леший» рассчитан на экипаж 8+1 человека и может передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения. Допустимый крен при движении и угол въезда — по 30 градусов. На воде с осадкой 1,2 м он развивает скорость 12 км/ч, на шоссе — в восемь раз быстрее (100 км/ч). При скорости 80 км/ч 2,8‑литровый дизельный двигатель мощностью 150 л. с. расходует 14 л/100 км. Запас хода у полноприводной амфибии с двумя 75-литровыми баками составляет внушительные 900 км!

Изображение: img.freepik.com
«Леший» (4х4) — это универсальное транспортное средство, полноприводная амфибия от НПП «Солитон» города Саратова.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

ГУСЕНИЧНЫЙ «ПЛАСТУН»

В павильоне на стенде «Промсвязьбанка» выставлена оранжевая гусеничная платформа «Пластун».
Это новичок компании ООО «Русские вездеходы Пластун», основанной 19 марта 2021 года в Новосибирске.
Предыдущий опыт группы специалистов завода «Азия Авто» из Казахстана (произведшего с 2002 по 2020 гг. 190 тыс. легковых автомобилей) стал основой для создания нового производителя покорителей бездорожья. Его деловыми партнерами были «АВТОВАЗ», УАЗ, General Motors, KIA Motors, Skoda Auto.

Спасательный вездеход «Пластун» демонстрирует высокую проходимость, подтвержденную испытаниями. Он легко преодолевает препятствия высотой до 0,6 метра и ямы шириной до одного метра. Рвы с уклоном стенки до тридцати градусов и боковой крен такой же величины ему не страшны. Вездеход способен подниматься по склонам крутизной в сорок градусов и спускаться по поверхности под углом в сорок пять градусов к горизонту. В ситуациях, когда мощности двигателя и сцепления с грунтом недостаточно для подъема в гору, можно использовать электрическую лебедку.

В конструкции «Пластуна» используются узлы и агрегаты техники альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, выпускавшейся в России. Её особенностью является резиновая гусеница из прочного и износостойкого материала. У вездехода независимая энергоемкая подвеска с длинным ходом, позволяющая комфортно передвигаться по бездорожью. В кабине используется автомобильное управление, что упрощает эксплуатацию. Достоинством также является удобство сервисного обслуживания и ремонтопригодность. Для подготовки к сезонному использованию и плановому ТО необходимо заранее, за полтора-два месяца, оповестить дилерский центр.

Изображение: img.freepik.com
В Новосибирске компания ООО «Русские вездеходы Пластун» представила универсальную транспортную платформу на гусеничном ходу, появившуюся 19 марта 2021 года.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

АПГРЕЙД «ЛАБОРАТОРИИ ВЕЗДЕХОДОВ»

Его стихия — топкое болото, жирная грязь, рыхлый песок, скользкая глина, скалистый грунт, открытая вода, природный лед. Покоритель разных сред — новый комфортабельный вездеход-амфибия BigBo с 5‑местным кузовом из стали, алюминия, пластика и нержавейки. Его комплексный апгрейд состоялся в 2021 году, а широкой публике новинка была представлена в 2022 году.

Габариты составляют 3650х2520х2520 мм, полная масса не превышает 2000 кг. Кузов с съемной крышей и сдвижным люком предлагается в двух модификациях. В первой — лодка из стали с цинковым антикоррозийным покрытием Cerberus, верхняя часть и остекление каркаса выполнены из алюминия, покрытие краской «Бастион». Во второй — практически идентичный вариант, но основа кузова изготовлена из нержавеющей стали, а товарный вид придан краской Raptor. В любом случае дорожный просвет равен 560 мм.

Конструкция включает несколько новых решений: предусмотренную новую информативную приборную панель с световой индикацией датчиков, оповещающих о неисправностях. Кнопки обозначены понятными пиктограммами, что ускоряет время реакции. Приборная панель может подключаться к планшету для вывода важной информации, включая цифровые карты для спутниковой навигации.

Переднее боковое окно подвижное, изготовлено из сталинита, раньше использовался невскрываемый вклеенный блок из поликарбоната. В открытом положении новые окна удерживаются двумя газонаполненными амортизаторами, обеспечивающими возможность передвижения по неровностям. Фронтальное ветровое стекло из двух частей теперь изготовлено из толстого триплекса, который устойчив к царапинам в отличие от применявшегося ранее поликарбоната.

Стены салона выстланы тепло- и шумоизоляционными материалами и обшиты морским кожзаменителем, устойчивым к УФ-излучению и воздействию морской воды. Нижняя часть салона герметично прорезинена и представляет собой герметичную ванну. Все элементы управления и электрооборудование имеют влагозащитное покрытие. Внутри установлено пять мест с ремнями безопасности. Предусмотрена регулировка руля и передних кресел с высокой спинкой. В базовой комплектации предусмотрен кондиционер, отопитель Webasto и аудиосистема JBL. Кроме пассажирской зоны предусмотрен багажный отсек с проемом заднего борта шириной 1120 мм.

Новая модель оснащена четырехцилиндровым дизельным мотором Hyundai, объем которого составляет 1600 кубических сантиметров. 3 Вместимость топливного бака составляет 120 литров. Заявленный расход топлива — 7 литров на 100 километров, что позволяет амфибии проехать до 1700 километров. BigBo 2022 модельного года способна развить максимальную скорость в 56 км/ч и перевозить до 1000 кг груза. Преимуществом для водителя и пассажиров является пневматическая подвеска колес, установленных на бескамерные шины сверхнизкого давления размером 1580х540 R24. Модель оснащена двигателем мощностью 128 лошадиных сил и автоматической шестиступенчатой коробкой передач.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

«АВРОРА» КУРГАНМАШЗАВОДА

Широкая модернизация — характеристика новинки 2022 года, ТМ-140А «Аврора». Это усовершенствованная версия транспортной машины ТМ-140, универсальной грузовой платформы «Курганмашзавода» на гусеничном ходу. На форуме «Армия-2022» её экспонировали на стенде «Высокоточных комплексов».

В ходе модернизации «Авроры» первый этап включал усиление тепловой защиты, шумоизоляции, установку мощного кондиционера и автономных систем отопления. Комфортабельность кабины улучшили с применением композитных материалов. Второй этап затрагивает ходовую часть гусеничной машины. Самый объемный третий этап предполагает замену силового агрегата: атмосферный дизель ЯМЗ-236 мощностью 195 л. с. сменит более современный, экономичный и производительный ЯМЗ-536 (312 л. с.). Также планируется установка шестиступенчатой гидромеханической трансмиссии с полуавтоматическим переключением передач и гидрообъемного механизма поворота для снижения потребления топлива и повышения скорости движения. Модернизированная гусеничная «Аврора» сможет развивать 45 км/ч на шоссе и 4 км/ч на плаву.

Шестиместная кабина (плюс водитель) и моторно-технологический отсек модернизированной «Авроры» изготовлены из высокотехнологичных полимеров. В них можно организовать три полноценных спальных места. Обновленная модель в условиях пересеченной местности и бездорожья может перевозить до 4000 килограммов груза. Расширить возможности новинки позволяют опции, среди которых: ремонтный и пассажирский модули, кран-манипулятор и сварочный генератор. Упростить обслуживание позволяет централизованная система смазки блоков подвески, а уровень безопасности поднимает автоматизированная система пожаротушения. По заказу устанавливаются электрическая лебедка, суперконденсатор и система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

Изображение: img.freepik.com
«Аврора», гусеничная машина ТМ-140А — усовершенствованный вариант транспортной машины ТМ-140, универсальной грузовой платформы «Курганмашзавода».

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

ЗАВОЛЖСКИЙ «АЛЕУТ»

Заволжский завод гусеничных тягачей, входящий в состав «Группы ГАЗ», начал производство многоцелевого снегоболотохода ГАЗ-3344 десять лет назад. Позже был открыт проект «Коробочка», целью которого было создание вездехода для зон с сложным рельефом и суровым климатом. Переработанная версия двухзвенного гусеничного, снегоболотоходного, плавающего транспортера-тягача ЗЗГТ 3344‑20 получила имя «Алеут». Конструкцию и комплектацию машины пересмотрели с учетом потребностей Минобороны. «Алеут» приняли на снабжение Вооруженных Сил России. Первые серийные экземпляры поступили в береговую охрану войск Северного флота, а теперь «Алеут» ориентирован и на экспорт.

ЗЗГТ 3344‑20 предназначен для перевозки личного состава, ограниченного количества боеприпасов и легких военных грузов. Транспортер может выполнять функции командного пункта, санитарного транспорта, передвижной радиостанции и так далее. Масса ЗЗГТ в снаряжённом состоянии составляет 11 000 кг, а полная масса достигает 14 000 кг. В первом звене возможно перевозить 750 кг груза или пять человек, во втором — 2250 кг или до пятнадцати человек. Конструкция допускает буксировку прицепа полной массой в 4000 кг. Благодаря компактным габаритам 9890х2430х2755 мм «Алеут» уверенно маневрирует на местности. Внешний радиус поворота по наружному концу переднего бампера не превышает 10 метров, а дорожный просвет в 350 мм (с полной нагрузкой) обеспечивает хорошую проходимость. В базовой комплектации предусмотрена электрическая лебедка с тяговым усилием 8 т.

Для выставочного экземпляра использовался дизельный двигатель мощностью 240 лошадиных сил с крутящим моментом 784 Нм (ранее применялся двигатель ЯМЗ-53402‑10 мощностью 190 л.с.). С ним работает автоматическая коробка передач на пять скоростей вперед и одну назад. Запас хода по трассе может составлять до 450 километров. «Алеут» рассматривается как заменитель армейских грузовиков в отдаленных районах с ограниченной транспортной доступностью.

Изображение: img.freepik.com
«Алеут» — это двухзвенный гусеничный снегоболотоходный плавающий транспортер-тягач, выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей. Это усовершенствованная версия модели ГАЗ-3344.

ГИБРИД И ДРУГИЕ РАЗРАБОТКИ

Нижегородский завод транспортно-технологических машин и ООО «Специальные проекты машиностроения» представили многоцелевое гусеничное шасси СПМ-5906ЭТ. Шасси основано на гусеничном снегоболотоходе ТТМ-5906 габаритами 6930х3150х2800 мм и весом 13 000 кг. Грузоподъемность — 5000 кг, платформа для грузов размером 3050х2700 мм. Шасси может развернуться на месте, развивать скорость 50 км/ч на суше и 5 км/ч на воде. Особенностью шасси является гибридная энергоустановка: дизельный двигатель КАМАЗ-740.60‑360 мощностью 265 кВт и тяговый генератор мощностью 210 кВт. Электромеханическая трансмиссия включает два тяговых электродвигателя мощностью по 110 кВт каждый и согласующий редуктор.

Изображение: img.freepik.com
Многофункциональное гусеничное шасси СПМ-5906ЭТ, созданное на базе гусеничного снегоболотохода ТТМ-5906, имеет габариты 6930х3150х2800 мм.

С полдюжины вездеходов-амфибий представлено на выставке, но не все являются новинками 2022 года. Например, «Русак» К-8/39941 (8х8/4) Завода механических трансмиссий Группы компаний КОМ предстал в новой окраске кузова и слегка измененном интерьере. Конструктивных изменений в нем не добавлено. Год назад эта модель экспонировалась в апельсиновом цвете, теперь — в камуфляже.

Для большинства покупателей важны эксплуатационные качества вездеходной техники: надёжность, прочность, срок службы, возможность ремонта и, конечно же, цена. Только при наличии всех этих свойств продукт может быть успешным в коммерции!

Изображение: img.freepik.com
Бронемашина «Русак» типа К-8/39941 с параметрами 8×8/4 производства Завода механических трансмиссий Группы компаний КОМ имеет камуфлированную раскраску корпуса.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
Снегоболотоход-амфибия Фенник (4×4) размером 3100х2500х2200 мм от компании «Мобидик» применяют обычно с одноосным или двухосным прицепом разного назначения.

Изображение: img.freepik.com
Специальная гусеничная бронированная пожарная машина модели 575А весом 60 тонн выпущена Омским заводом транспортного машиностроения по заказу Министерства обороны Российской Федерации. В ней предусмотрено хранение воды и огнетушащих средств объёмом 25 м. 3 и дальность подачи 100 метров.

Изображение: img.freepik.com
В семействе вездеходов «Бурлак» 6х6 есть промышленный вариант с буровой установкой УБГМ-1М и модификация с кран-манипуляторной установкой.