Никогда не умели, нечего и начинать? Почему отечественные авто (почти) всегда уступали иномаркам

Обычно примерно так начинаются беседы на тему «Почему мы не умеем делать автомобили?» Мол, мы и буржуйские заводы строили в разные времена – то в Нижнем, то в Тольятти, и свои разработки доводили до серии, а получалось все время хуже, чем «у них». До поры, до времени это особо никого не раздражало: ведь мы, как в известной песне, делали ракеты и перекрывали Енисей. Именно эти задачи считались приоритетными. А вот сегодня, когда многое стало непонятным, тема автопрома стала многих раздражать. Мол, ну почему же мы никогда не умели делать автомобили?

Обычно примерно так начинаются беседы на тему «Почему мы не умеем делать автомобили?» Мол, мы и буржуйские заводы строили в разные времена – то в Нижнем, то в Тольятти, и свои разработки доводили до серии, а получалось все время хуже, чем «у них». До поры, до времени это особо никого не раздражало: ведь мы, как в известной песне, делали ракеты и перекрывали Енисей. Именно эти задачи считались приоритетными. А вот сегодня, когда многое стало непонятным, тема автопрома стала многих раздражать. Мол, ну почему же мы никогда не умели делать автомобили?

Вообще-то, такая постановка вопроса не вполне правильная. Потому что в советские времена, как это ни странно звучит, мы реально производили автомобили, которые ездили по всей стране и при этом трудились в любых условиях. Более того, всегда работал наш автоэкспорт – пусть и в относительно скромном масштабе. Нравится это кому-то или нет, но по всей стране бегали именно ЗиЛы, ГАЗы, КрАЗы, ЛиАЗы, а вовсе не «китайцы». Да, это было натуральное хозяйство, но именно такое хозяйство посмеивалось над международными скандалами и санкциями. Шестизначные пробеги были обычным делом, технику чинили чуть ли не голыми руками, а бензин с дизтопливом стоил копейки. И все это тоже был автопром – пусть и не как у всех. При этом он медленно, но развивался. Случались даже прорывы мирового масштаба – взять ту же «Ниву» ВАЗ-2121.

Изображение: img.freepik.com

В какой-то мере ситуация вполне устраивала руководство. Мол, личный автомобиль – дело десятое, а с грузовиками, да автобусами, и, конечно же, со спецтехникой у нас особых проблем не наблюдается. При этом, как уже говорилось, не было нынешней зависимости от импорта. Время от времени что-то подкупали – то аккумуляторные батареи, то оптику, но в основном речь шла о поставках из соцстран – дружба народов, в общем. А отсутствие в автомобилях какой-либо электроники для многих было большим плюсом, поскольку существенно облегчало ремонт и обслуживание машин вдали от центра.

В те времена наше натуральное хозяйство могло самостоятельно производить практически все. Не всегда должного качества, но зато – всё. Сегодня часто слышатся призывы возобновить производство каких-нибудь жигулей «пятой» модели. Однако уже не получится: кто сегодня сделает тот же карбюратор? Мировой автопром работает со многими производствами, раскиданными по миру – для нас этот путь сегодня закрыт. А без импорта нам никак не обойтись. Сами мы можем производить топливо, технические жидкости, электрические машины, аккумуляторные батареи, радиаторы, автостекла, несложную оптику, элементы салона, а также, с натяжкой, подшипники и редукторы. Двигатели тоже делаем, но хвалить их не хочется. В общем, даже при скромных объемах производства на полноценную машину всего этого не хватит.

Без импорта остается развивать производства у себя, но в успех верится слабо. До смерти нужны микропроцессоры, присадки к маслам, подушки безопасности – иначе, в самом деле, на выходе получится ухудшенный ВАЗ-2105.

Изображение: img.freepik.com

Мы не производим автомобили потому, что они, уж извините, никому «наверху» особо и не нужны. Другое дело – спецтехника: тут работают и приказы свыше, и отсутствие проблем с финансами, и минимальные требования к дизайну и эргономике. А на практике нашенский заводик не желает самостоятельно делать даже электромагнитные реле: в Китае они на порядок дешевле. На руководящих постах засели не энтузиасты-бессребреники из кинематографа былых времен, а временщики с громадными окладами, привыкшие лишь сотрясать воздух на симпозиумах. Серийному отечественному автомобилю они предпочитают крутые иномарки в собственном гараже.

Они давно усвоили: купить проще, чем создать. Да и как молодому специалисту, верящему во что-то светлое, создать суперавтомобиль, если он работает на реальном, а не на вымышленном производстве? Пойти к начальнику и сказать, что ему для этого суперкара потребуется десяток микропроцессоров, которые у нас не производят? Что ему должен ответить начальник? И куда он его в итоге пошлет?

Сегодня, к сожалению, нам остается только глазеть на то, что уже обозвали «москвичом», и ждать, когда с конвейера сойдет нечто с шильдиком «Волга». Никакого прорыва эти события, конечно же, не создают и не создадут. Вот и получается, что советский автопром был не таким-то уж убогим, каким его часто считают.

Изображение: img.freepik.com

Он, по крайней мере, был самодостаточным и независимым.