Невозможная реальность: «Икарус» на железной дороге

Изображение: img.freepik.com


В 1980-х годах «Икарус» попытался освоить железнодорожный транспорт, но эта идея оказалась недолговечной.

Железнодорожный Ikarus


Венгерские автобусы Ikarus пользовались популярностью в СССР и других странах Восточной Европы. Модели семейства 200 — одно-, сочлененные городские и междугородние — отличались высокой степенью унификации.

Изображение: img.freepik.com

Первый автобус из серии Ikarus, модель 250, был представлен в 1967 году.


В начале восьмидесятых предприятие решило выпускать железнодорожный подвижной состав. «Икарус» не имел опыта в этой отрасли, поэтому компаньонами стал венгерский производитель Ganz-MÁVAG, специализирующийся на подвижном составе и локомотивах.


Союз предприятий Ganz-MÁVAG и Ikarus разрабатывал рельсовый автобус, который планировалось использовать не только в Венгрии, но и экспортировать в другие страны. Особые ожидания связывались с Советским Союзом и странами Дальнего Востока.


Между партнёрами четко распределялись обязанности: компания Ganz-MÁVAG отвечала за составные части подвижного состава, а Ikarus — за кузов. Первый рельсовый двухсекционный автобус Ikarus 725.00 создали в 1983 году, позднее построили ещё один экземпляр модели.

Изображение: img.freepik.com

Двухсекционный рельсовый автобус


Каждая секция длиной двенадцать метров. Общая длина рельсового автобуса превышала двадцать пять метров. В одной из секций находился дизельный двигатель Cummins. Кузов почти не отличался от автобуса для дорог. Только кабину водителя и торцы укрепили, чтобы соответствовать требованиям железнодорожных стандартов.

Рельсовые автобусы для Азии


В 1987 году венгры показали своё изделие в Малайзии и получили заказ на десять рельсовых автобусов. Азиаты решили приобрести как трёх-, так и пятивагонные рельсовые «Икарусы» (индекс 725.01) с дизелями Cummins. Третья секция, которая находилась в середине состава, также получила дизельный мотор, но кабины управления там не было.

Изображение: img.freepik.com


Венгры создали несколько рельсовых автобусов, которые в 1992 году отправились в Сингапур. Производство трех- и пятисекционных составов руководство компании Ganz-MÁVAG прекратило из-за малого интереса со стороны стран помимо Малайзии и Сингапура.


На плаву остались лишь двухсекционные рельсовые автобусы, предназначенные только для внутреннего рынка и не рассматриваемые в качестве экспортного товара. Производство их также оказалось кратковременным. Страны бывшего соцблока пережили кризис, и рельсовые автобусы были заморожены — проект оказался слишком затратным.

Изображение: img.freepik.com


Рельсовые автобусы, направленные в Азию, отработали свой срок службы и были утилизированы. Известно, что сингапурские и малазийские составы отправились в Таиланд, где их позже разогнали.

Тупиковая ветвь эволюции


История рельсовых автобусов продолжилась. В 1994 году несколько стандартных автобусов Ikarus 260 модифицировали для эксплуатации на железной дороге. Планировалось отправить эти транспортные средства в Россию, однако из-за конструктивных недостатков испытания не перешли в промышленное производство. В ходе испытаний выяснилось, что рельсовый автобус слишком лёгкий для железной дороги — это влияло на торможение и разгон. Также отсутствовала вторая кабина управления, поэтому рельсовый автобус мог двигаться только в одном направлении.

Изображение: img.freepik.com


Проект признали несостоявшимся и забросили после ряда тестовых запусков. Рельсовым автобусам восстановили исходный облик для передвижения по обычным улицам.