Советские автомобили, которые так и не пошли в серийное производство: история двух амбициозных проектов


Можно было бы представить себе такую реальность: советское автомобилестроение не ограничивалось производством «народных» автомобилей, а действительно вырывалось вперед, создавая современные внедорожники. И это не вымысел! В конце 1980-х годов, незадолго до роспуска Советского Союза, в Луцке и Ленинграде интенсивно разрабатывались два перспективных проекта ЛуАЗа – ЛуАЗ-1301 и ЛуАЗ Прото.

Изначально эти машины представлялись как значительный прогресс, однако их будущее оказалось неразрывно связано с положением крупного государства.

Изображение: img.freepik.com

ЛуАЗ-1301: прорыв из Луцка
В Луцке специалисты трудились над созданием ЛуАЗ-1301, который должен был стать заметно улучшенной модификацией популярного вездехода.

Под капотом этой новинки располагался современный и экономичный двигатель объемом 1,1 литра МеМЗ-245, позаимствованный у «Таврии». Этот двигатель, который выдавал 53 лошадиные силы, был установлен в сердце и трансмиссию автомобиля.

Трансмиссия претерпела существенную модернизацию: первая понижающая передача была исключена и заменена новой четырёхступенчатой коробкой, которая работала в паре с полноразмерной раздаточной коробкой. Кроме того, в автомобиле предусмотрена блокировка межосевого дифференциала, что заметно повышало его внедорожные качества.

ЛуАЗ получил дисковые тормоза спереди, что стало заметным шагом вперед в плане безопасности. Задние тормоза имели алюминиевые барабаны с чугунными вставками.

Автомобиль обладал хорошей динамикой, его максимальная скорость составляла 120 км/ч. Это стало значительным улучшением по сравнению с предыдущей версией – моделью 968М, которая едва разгонялась до 95 км/ч.

Внешний вид автомобиля также отличался благодаря инновационному кузову и универсальности. В конце 1980-х годов было выпущено несколько серийных моделей с уникальной конструкцией кузова, разработанной на базе стального каркаса и легких внешних панелей.

Благодаря использованию стеклопластика, эта конструкция позволяла оперативно вносить изменения для различных целей. Помимо стандартного автомобиля с жесткой и съемной задней частью крыши, предлагались варианты в виде пикапа и модификации с установленным тентом. Оборудование этой версии включало 13-дюймовые колеса.

ЛуАЗы проходили интенсивные испытания на Дмитровском полигоне. Прототипы подвергались аэродинамическим испытаниям в трубе. В то время в стране уже ощущалось политическое и экономическое напряжение, однако возможности реализации луцкого проекта все еще казались достижимыми.
ЛуАЗ Прото: Ленинградский вызов
В 1988 году в Ленинграде стартовало производство компактного вездехода под названием ЛуАЗ Прото, который имел отличия от своей версии, выпускавшейся в Луцке».

У «Прото» наблюдался нестандартный подход к организации полного привода. В качестве ведущей оси была выбрана задняя, а передний привод можно было активировать, подобно конструкции, характерной для легендарного ЛуАЗ-969М. Примечательно, что дополнительного разделительного редуктора в его компоновке не предусмотрено.

Инженеры разработали более эффективное решение: новую шестиступенчатую коробку передач, включающую две специальные пониженные передачи для езды по бездорожью. Это позволило полностью устранить необходимость в отдельной раздаточной коробке, значительно повысив проходимость автомобиля.

Ленинградская и луцкая версии ЛуАЗ-1301 имели одинаковый двигатель – 1,1-литровый МеМЗ-245, который также устанавливался на «Таврии» и развивал 53 лошадиные силы. Он же использовался на специальном подрамнике. Однако, размеры у них различались: колесная база Прото была на 20 сантиметров больше, достигая 2,3 метра. Это обеспечивало просторный салон.

Подвеска и колеса, позаимствованные у «Нивы»: спереди «Прото» оснащен системой McPherson, аналогичной той, что используется в ЛуАЗ-1301. Задняя подвеска выполнена по конструкции с зависимым типом, включающей продольные рычаги и стабилизаторы поперечной устойчивости. Установлены колеса большого диаметра – шины на 16 дюймов, что, как и в случае с «Нивой», говорит о его серьезных внедорожных характеристиках.

ЛуАЗ Прото отличался современным дизайном для своего времени. Автомобиль был не только эстетически привлекательным, но и функциональным: при необходимости заднее сиденье могло сдвигаться вперед на 10 см, что существенно увеличивало объем для размещения груза. Как и в модели 1301, задняя часть пластикового покрытия крыши имела съемную конструкцию, что повышало ее универсальность.

В 1989 году прототип демонстрировался в столице. Параллельно в лаборатории Питера велась работа над вторым, более масштабным образцом, который собирались укомплектовать компонентами от ВАЗ-2108. Это были весьма смелые замыслы!
Трагический исход: как прошлое повлияло на перспективу
Увы, разработка ленинградского внедорожника была остановлена. В Москве его рассматривали в большей степени как прототип, и его дальнейшее развитие не вызывало серьезного интереса. В Луцке параллельно продолжались работы над ЛуАЗ-1301, который находился на более продвинутой стадии готовности к производству и прошёл значительное количество испытаний.

1991 год ознаменовался началом испытаний третьих прототипов 1301 на полигоне, в то время как Советский Союз находился в процессе распада. Ранее была ликвидирована система единого союзного государственного автопрома, что лишило подобные проекты дальнейшей поддержки.

Следует подчеркнуть, что в Луцке удалось начать производство модернизированной версии серийного внедорожника «1302», оснащенного 53-сильным двигателем, аналогичным используемому в «Таврии». Выпуск этих автомобилей продолжался до 2002 года, однако объемы производства постепенно уменьшались. Многие перспективные модификации и прототипы, созданные в 1980-х годах, не были реализованы и остались на уровне опытных образцов.

Многие многообещающие разработки советского автомобилестроения постигла схожая судьба – они были утрачены вместе с исчезновением страны.

Ранее мы писали, как «Соболь» победил «Газели» и легендарные УАЗы .Источник. Фото — dzen.ru.