Непопулярность «Запорожцев» в Советском Союзе


Стремление к обладанию автомобилем было широко распространено среди жителей страны. Однако доступ к такому удовольствию был далеко не у всех из-за высокой цены и длительных очередей. Некоторым приходилось ждать новую машину несколько лет. В то же время, некоторые отказывались от машины, узнав о выделенной модели.
ЗАЗ

Изображение: img.freepik.com

Предпочтение отдавали автомобилям не отечественного производства — «Жигулями» или «Москвичами». С чем связаны такие взгляды?
«Запорожец» пользовался популярностью в СССР благодаря своей доступной цене и массовому производству, начавшемуся в 1960-х годах.
ЗАЗ-965, ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968Из-за низкой цены ЗАЗ часто выбирали те, кому был нужен просто автомобиль. Машина отличалась необычным дизайном и выделялась среди других моделей. Все модели ЗАЗ обладали рядом передовых для того времени технических решений.


Двигатель был установлен сзади. Возможно, отечественные инженеры переняли эту идею у немцев и популярного в то время на Западе Volkswagen Beetle. В нашей стране больше подобных автомобилей не было. По этой причине решение казалось советским автолюбителям необычным и удивительным. Автомобиль имел довольно высокий дорожный просвет, что обеспечивало ему неплохую проходимость. Он передвигался по городу достаточно шустро. Кроме того, автомобиль имел удобный и вместительный багажник, расположенный спереди.

Основные достоинства модели заканчивались здесь.
Практически независимо от модификации «Запорожца», далее начинались минусы, вызывавшие головную боль у владельцев и желание побыстрее избавиться от автомобиля. Машина ехала неплохо лишь в городе. На трассе мощности явно не хватало. Двигатель потреблял немало топлива, почти как многие «Москвичи». Расход масла был огромным, его приходилось доливать практически постоянно.

Кроме того, все Система охлаждения автомобилей ЗАЗ была недостаточно совершенной. В жару мотор часто перегревался, заставляя водителя останавливаться на обочине. Нужно было всегда иметь в машине канистру с водой. В салоне летом было очень жарко. Зимой же двигатель прогревался медленно. Поэтому водитель и пассажиры нередко мёрзли. Если силовой агрегат ломался, то его отремонтировать было непросто. Легче было поменять двигатель.
Шаровые опоры, сцепление и другие детали имели небольшой срок службы. В Советском Союзе достать их было не всегда просто. Владельцы «Запорожцев» активно общались друг с другом, меняя необходимые детали. Но гарантии того, что найденная запчасть будет работоспособна, не давалось, так как брак был очень распространён. Сам ремонт также представлял сложности из-за неудобного расположения многих узлов модели. Быстро добраться до нужного места удавалось не всегда. Автосервисов тогда практически не было или же в них были огромные очереди. При этом качество выполняемых работ порой оставляло желать лучшего.
Управлять любым ЗАЗом нелегко. Вождение на таком автомобиле представляет трудности, к которым нужно привыкнуть. На скользкой дороге задняя часть машины постоянно сильно заносила, что грозило серьезными авариями. Поэтому опытные водители часто размещали в переднем багажнике мешок с песком или чем-то тяжелым. Это частично снижало риск опасных последствий. Несмотря на исправность, коробка передач непрерывно издавала посторонние звуки. С этим ничего не могли сделать. Двигатель работал слишком шумно. В машине постоянно что-то стучало, гремело и скрипело, сколько ни ремонтировал владелец. Поэтому при движении, особенно по трассе, водителю приходилось перекрикиваться с пассажирами.


Из-за недостатков «Запорожцы» в Советском Союзе не любили, считая их постоянно ломающимися и непрестижными. Если у человека была возможность, то он старался купить что-то другое. над «Запорами» принято было смеяться и сочинять про них анекдоты. Но встречались и настоящие любители таких машин.

«Запорожцы» стали историей отечественного автопрома, практически исчезнув с дорог. Однако в России есть фанаты этой марки, активно покупающие и реставрирующие ЗАЗы. Правда, преимущественно они участвуют в фестивалях и тематических мероприятиях.
Справка
«ЗАЗПубличное акционерное общество «Запорожский автомобилестроительный завод» (ПАТ «ЗАЗ»), ранее известный как «Автомобильный завод „Коммунар“», является советским и украинским предприятием, производящим легковые автомобили, фургоны и автобусы.

Ранее наш портал писал О модели «Запорожец» с гусеничной подвеской, представленной на российском рынке.
Фото: drive2.ru