«КАМАЗ-мастер» одержал 18-ю победу на ралли «Дакар»
участникам «Дакара-2021» необходимо было преодолеть дистанцию в 8000 километров, из которых 4800 километров приходились на скоростные участки»
Не только планы команды «КАМАЗ-мастер», но и спортивная жизнь в любом уголке мира была скована зловредным вирусом. Сам факт проведения очередного «Дакара» некоторое время оставался под вопросом. Однако судьба 43-го издания легендарного марафона была решена положительно, но при условии строгого соблюдения санитарных норм. Длительные переговоры с Всемирной организацией здравоохранения, изолированные бивуаки, чартерные авиарейсы для гонщиков… Сложным оказался и период подготовки команды: режим самоизоляции серьезно повлиял на обновление техники и на возможности тренировок экипажей между «Дакаром-2020» и марафоном этого года. Впрочем, все участники «Дакара-2021» оказались в примерно равных условиях.


Эпидемиологическая ситуация, безусловно, повлияла на экономическую ситуацию — по словам Владимира Чагина, команде пришлось существенно сократить расходы. Однако такой режим жесткой экономии позволил выставить на гонку четыре грузовика КАМАЗ-43509. Состав экипажей был следующим: Андрей Каргинов, Андрей Макеев и Игорь Леонов; Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов; Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов; Айрат Мардеев, Дмитрий Свистунов и Ахмет Гуляутдинов. В составе участников гонки не было Эдуарда Николаева, но двукратному победителю марафона была доверена роль помощника Владимира Чагина. Ранее в паре с руководителем команды работал Сергей Савостин, который на этот раз не смог принять участие в гонке по состоянию здоровья. Несомненно, Эдуард Николаев с удовольствием занял бы место за рулем грузовика, но анализ результатов и разработка стратегии команды также имеют большое значение.
Соперники
Неудивительно, что «КАМАЗ-мастер» заслуженно считается лидером грузового зачета в любом ралли-рейде. Однако, усилия, необходимые для достижения победных финишей, часто недооценивают, как и силу соперников нашей команды. В стартовом списке «Дакара-2021» было зарегистрировано 44 грузовика с экипажами из 30 стран, представляющими, помимо «КАМАЗ», такие марки, как Iveco, Tatra, МАЗ, Praga, Renault и MAN. Даже в отсутствие сильнейшей команды Жерара де Роя, желающих побороться с нашими гонщиками за право обладания «Золотыми бедуинами» оказалось достаточно. Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» также приняла участие в гонке: у Сергея Вязовича уже есть два подиума на «Дакаре», а пилот второго экипажа Алексей Вишневский открыто заявлял о своих амбициях. На победу был настроен и Алеш Лопрайс, выступающий на Praga, племянник знаменитого Карела Лопрайса, шестикратного победителя «Дакара». У самого Алеша также есть подиум в этой гонке. Еще одним представителем известной в ралли-рейдах фамилии стал Мартин Мацик, выступающий на Iveco команды Big Shock Racing. Были и просто интересные экипажи, как с точки зрения техники, так и с точки зрения состава участников. Так, трехкратный победитель «Дакара» в зачете квадроциклов, чилиец Игнасио Касале, стартовал за рулем грузовика чешской команды Tatra Buggyra Racing, а голландский гонщик Герт Хузинк вывел на старт гибридный Renault Trucks C460 Hybrid Edition. И это лишь несколько примеров. Таким образом, 30-й «Дакар» для «КАМАЗ-мастера» не мог быть простым.

Интрига уже на старте
участникам «Дакара-2021» предстояло преодолеть дистанцию в 8000 километров, из которых 4800 составляли скоростные участки. Победа в этой гонке зависела не только от навыков и настойчивости гонщиков, но и от непредсказуемого фактора случайности, и так оно и произошло. Дмитрий Сотников, Алеш Лопрайс, Антон Шибалов, Сергей Вязович – в таком порядке финишировали на первом спецучастке ралли-рейда в зачете грузовиков. На этапе у экипажа Айрата Мардеева возникли сложности с навигацией, и он завершил его с отставанием в 25 минут от лидера.

Прошлогодний победитель «Дакара» Андрей Каргинов проиграл Дмитрию Сотникову полтора часа. Это значительное отставание даже по меркам марафонских ралли-рейдов. На бивуаке Андрей рассказал, что камень, отлетевший от поверхности, повредил вентилятор водяного радиатора, и устранение неисправности пришлось проводить в полевых условиях. Однако и на этом неприятности для экипажа чемпиона не закончились — на втором спецучастке, когда Андрей находился всего в минуте позади лидера, вышла из строя система подкачки шин заднего моста. Этой неисправности давно не наблюдалось на современных автомобилях КАМАЗ. Но и на этом злоключения экипажа Каргинова не прекратились: одно за другим взорвались два задних колеса. Без запасных колес до финиша пришлось двигаться с особой осторожностью. При этом плотность результатов была весьма высокой — после двух этапов «Дакара» шесть экипажей на автомобилях четырех различных марок находились в пределах получаса. Вместе с тем число участников грузового зачета сократилось, и из 44 стартовавших экипажей в строю осталось 38 машин. Что касается претендентов на попадание на подиум, то из борьбы выбыл Сергей Вязович, занимавший после трех этапов второе место. Восьмичасовой ремонт на спецучастке лишил белорусский экипаж возможности успешно выступить.
Сражение за пьедестал
Этот ралли «Дакар» явно не стал легкой гонкой для Андрея Каргинова. После блуждания по сложной сети дорог и трасс, в начале шестого этапа экипажу удалось выбраться на прямую дистанцию и продемонстрировать лучший результат на спецучастке. Однако и здесь возникли трудности – за пропуск контрольной точки гонщики получили 20-минутную пенализацию. Тем не менее, команда «КАМАЗ-мастер» прежде всего славится своим командным духом, и теперь экипажу Каргинова предстояло продолжить гонку, оказывая помощь другим участникам.

Экипаж Дмитрия Сотникова продолжал показывать лучшие результаты на спецучастках. После седьмого этапа в генеральной классификации на втором месте находился экипаж Антона Шибалова, отстающий от лидера на 45 минут. Преодолев середину гонки и уступая лидеру более часа, в 45‑минутном отрыве располагались Айрат Мардеев, Алеш Лопрайс, Мартин Мацик и Алексей Вишневский. Схватка за подиум обещала быть жаркой.

Шибалов, Каргинов, Сотников, Вишневский — эти имена возглавили список лидеров на восьмом специальном этапе. Мардеев отставал от Вишневского менее чем на три минуты, а на девятом специальном этапе показал второй результат. В то же время, лучший результат здесь продемонстрировал Мартин Мацик. Прогнозировать результаты на таком мероприятии, как «Дакар», непросто, однако все, кто поддерживал наших гонщиков, надеялись на то, что позиции Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова остались сильными и они обеспечили себе место на подиуме. И как было бы замечательно увидеть на финише гонки трио «Синей армады»! Соперники явно не разделяли этих надежд, и Мартин вновь показал лучший результат на последующем этапе. Правда, Айрат уступает быстрому чеху всего три минуты, которые планирует отыграть уже на следующем специальном этапе. А Мартин, безусловно, заслуживает похвалы! Его экипаж одержал победу на заключительном специальном этапе, что позволило ему опередить Алеша Лопрайса на 15 минут в генеральной классификации и завершить этот непростой и весьма необычный «Дакар» на четвертой позиции. Гонку возглавили гонщики из Набережных Челнов: марафон закончили на первом месте Дмитрий Сотников, Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов, на втором — Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов, и на третьем — Айрат Мардеев, Дмитрий Свистунов и Ахмет Гуляутдинов. Команда «КАМАЗ-мастер» не добивалась подобного результата в последний раз в 2015 году. Андрей Каргинов, Андрей Макеев и Игорь Леонов, выполнявшие задачи по технической поддержке лидирующих экипажей, финишировали на марафоне на седьмом месте. Нынешний «Дакар» ознаменовался 18-й победой команды «КАМАЗ-мастер» в этом сложнейшем ралли-рейде.
































Шины как путь к успеху
На ралли «Дакар», проходящем на трассах Саудовской Аравии, шины играют критически важную роль. Эдуард Николаев подчеркивает: «В марафонском ралли-рейде шины – ключевой элемент, и это своего рода испытание на удачу. По регламенту в грузовом зачете мы обязаны использовать коммерческие шины, то есть на наших спортивных грузовиках установлены обычные гражданские покрышки. Главная сложность заключается в том, что они должны быть не только устойчивы к порезам и повреждениям, но и справляться с экстремальными условиями эксплуатации. Во время гонки, в зависимости от дорожных условий, пилоту и механику необходимо постоянно регулировать давление в шинах. Однако процесс подкачки шин занимает время, поэтому нередко мы вынуждены двигаться на высокой скорости с шинами, накачанными до низкого давления. Это может спровоцировать их перегрев и привести к разрушению структуры покрышки. Еще в 2018 году на «Дакаре» я опробовал шины Goodyear, и впоследствии они были приняты на вооружение всей команды. Сотрудничество с Goodyear выгодно и с точки зрения коммерции. Одно колесо стоит приблизительно 1000 евро, а для всего «Дакара» требуется около 180 штук. Подсчеты очевидны…».

Работали как часы
Завершая ралли-рейд, руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин подчеркнул: «Этот триумф стал бы невозможен без согласованной работы всей команды «КАМАЗ-мастер». Также мы искренне признательны нашим партнерам, оказавшим поддержку в этот непростой период!». При этом команда тщательно подходит к выбору технических партнеров, поскольку от надежной работы узлов и комплектующих напрямую зависит успех в гонке. Именно поэтому команда из Набережных Челнов уже более трех лет использует аккумуляторные батареи производства компании Varta. Аккумуляторы, применяемые на грузовиках для ралли-рейдов, должны соответствовать особым требованиям. Помимо высоких эксплуатационных характеристик, они должны быть прочными и устойчивыми к вибрационным нагрузкам. Евгений Дежкин, начальник отдела электрики и электроники НП «КАМАЗ-Автоспорт», отмечает: «Компания Varta является нашим партнером с 2018 года, и ее продукция успешно прошла испытания как на «Дакаре», так и на ралли-рейде «Шелковый путь». Важно, чтобы при разгерметизации из аккумулятора не вытек электролит, который может повредить компоненты автомобиля. Именно поэтому мы используем аккумуляторы Varta с технологией AGM, не содержащие жидкий электролит. Стоит отметить, что на гоночных грузовиках мы используем стандартные аккумуляторные батареи. Этот продукт обладает значительным запасом прочности».
