Необычный автомобиль «Фантазия» на минимальные средства

Уникальное «Воображение»: автомобиль собранный на скромные средства

Изображение: img.freepik.com

Мечта о собственном автомобиле полностью завладела сознанием Бориса Каравкина к середине 1960-х годов. Купить транспортное средство в магазине тогда было архисложно: очередь желающих ездить тянулась минимум на десять лет, за это время нужно было ни есть, ни пить, чтобы накопить необходимую сумму. Вот тогда Борис решил воплотить мечту собственными руками. Стимулирующим примером стала одержимость знакомого, уже построившего свою самоделку. Конечно, было страшно браться за столь амбициозную задачу, но навыки, полученные Каравкиным в юношестве в авиамодельном кружке, а затем при постройке с товарищем аэросаней и во время службы в танковых войсках, внушали оптимизм. И даже уверенность.

Изображение: img.freepik.com

К 1968 году молодой «самоделкин» завершил работу над пакетом чертежей и, построив макет своей «Фантазии», приступил к сборке автомобиля. Но сначала во время дефицита пришлось с помощью разных методов добывать необходимые материалы, узлы и агрегаты. А для приобретения комплектующих понадобилось два года. Чтобы стать «своим» в магазине автозапчастей, пришлось устроиться туда внештатным оформителем объявлений и стендов. Сталь для рамы и алюминий для обшивки кузова были куплены по месту основной работы — в военном училище. Причем необходимый металл пришлось вымаливать у руководства и оплачивать полную стоимость.

Изображение: img.freepik.com

Агрегат машины соответствовал действовавшему тогда регламенту для самодельных транспортных средств, который устанавливал литровый объем двигателя. В связи с этим единственным доступным вариантом для «фантазера» являлся двигатель от запорожца. Для установки мотора был приобретен и агрегат передач от «Запорожца», а также передний мост, торсионы, задние рычаги и другие комплектующие.

Изображение: img.freepik.com

В ожидании необходимых деталей умелец в собственном гараже сварил раму и каркас для будущего автомобиля. Впоследствии из алюминиевых листов был сформирован кузов хетчбэка. Забегая вперед, отметим, что после продолжительной эксплуатации в условиях зимней «солевой» обработки точки контакта стали и алюминия стали активно корродировать. Для своей конструкции автор предпочел нераспространенный тогда тип кузова. Оригинальность конструкции подчеркивали широченные задние стойки кузова и стильные воздухозаборники, с помощью которых охлаждался расположенный сзади двигатель. Для большей жесткости кузов был трехдверным. А двери, чтобы снизить нагрузку на стойки, конструктор сделал сдвижными. По словам создателя машины, он старался воплотить в жизнь «ракетный» дизайн. Насколько ему удалось приблизиться к цели, вопрос. Но благодаря оригинальной двухцветной окраске «ракетные» мотивы действительно просматривались.

Изображение: img.freepik.com

В «Фантазии» помимо деталей от Запорожца использовались элементы других советских автомобилей. Например, фонари позаимствованы у «копейки», а щиток приборов у «Москвича». Салон получился просторным, практичным и аскетичным. Передние сиденья были поворотными для удобства посадки и высадки. Первоначально передняя панель была металлической, но позже оклеена пленкой под дерево. Самодельное радио, подаренное автору машины знакомыми-радиолюбителями, заменили фирменной магнитолой. Оригинальной эмблемой на машине стало изображение не только места происхождения, но и САМодельности конструкции.

Создание и сборка машины заняли четыре с половиной года – каждый вечер, выходные и отпуска использовались в работе. На автомобиль потратили 2100 рублей, тогда как «Запорожец» стоил 3500 рублей. К 1973 году мечта самодельщика осуществилась – машина была полностью готова. В этот момент встал вопрос о названии для регистрации в ГАИ: «Фантазия» — как результат собственного воображения — было выбрано вместо таких вариантов, как «Мечта», «Искра», «Белорусочка» и «Аврора».

Изображение: img.freepik.com

В семидесятые криминальные элементы проявляли интерес к зеркалам и колесам, поэтому автор машины сделал первые быстросъемными, а вторые «оберегал» колпаками, демонтировать которые можно было только специальным самодельным ключом. С первого раза зарегистрировать машину не удалось из-за превышения длины норматива на 25 см. Автор был знаком с нарушением, но при меньшей длине «Фантазия», по его мнению, получалась слишком маленькой. К тому же места для двигателя, который располагался сзади, было бы недостаточно. Дважды автор получил отказ, но на третий попытки регистрация прошла успешно благодаря тому, что в очереди оказался ещё один самодельный автомобиль, напоминавший архаичную телегу. На фоне последнего «Фантазия» выглядела просто великолепно. Завороженные гаишники не обратили внимания на лишние сантиметры и зарегистрировали машину автора. Интересно, что отказы не смогли остановить одержимость конструктора. Целый год он колесил на машине с незаконным номерным знаком «Проба». В Минске его никто не останавливал, так как инспекторы думали, что перед ними какой-то экспериментальный автомобиль или иномарка. И во время поездок по Белоруссии удавалось избежать штрафов – невиданная самоделка располагала к себе сотрудников ГАИ.

В процессе длительной эксплуатации автор «Фантазии» пришел к выводу, что его творение вполне жизнеспособно. После этого начались доработки. Мастер заменил слишком жесткую торсионную переднюю подвеску более мягкой самодельной типа McPherson, оставив заднюю «запорожской». Позже на «Фантазии» появился мотор от чехословацкой «Шкоды». Новый силовой агрегат был приобретен без документов, и гаишники потребовали рассчитать объем двигателя, нагрузки на оси, центр тяжести и прочие показатели. Замеры и вычисления показали, что объем мотора составляет 980 «кубиков». А запас прочности конструкции автомобиля оказался больше, чем в серийных машинах! Новый двигатель был намного лучше прежнего, но под него пришлось переделывать тяги и электрооборудование.

Изображение: img.freepik.com

В эпоху перестройки самоделкины обрели большую свободу. Им позволили использовать двигатели объёмом до 1,2 литра. «Фантазер» не остался в стороне и поставил на свою «Фантазию» двигатель от «копейки». Теперь силовой агрегат оказался под капотом, что потребовало доработок рамы, подвески и усиления шумоизоляции. Но по мнению автора, результат оправдал усилия. С 64-сильным мотором «Фантазия» разгонялась до 140 км/ч, почти как «Жигули». Весила она также как «Жигули» — 1030 кг, и расходовал топливо так же, как «копейка» — один рубль на сотню километров.

Изображение: img.freepik.com

«Фантазия» менялась не только технически. Печать благородства коснулась внешности. Например, заурядная радиаторная решетка от «Москвича» уступила место самодельному элегантному украшению. Круглые «зиловские» фары со временем спрятались в изящных застекленных колодцах. За 300 тысяч километров, которые пробежал автомобиль, автор утверждает, что он ни разу серьезно не ломался. Именно поэтому на периодические предложения о продаже машины (самое заманчивое из которых поступило от финнов, которые давали 10 тысяч евро) автор «Фантазии» однозначно отвечал отказом.