Необходимость понижения допустимой скорости на проезжей части
В чём необходимость уменьшения установленных скоростных ограничений?
Смертность на дорогах — глобальная проблема. Всемирная организация здравоохранения сообщает о ежегодном гибели около 1,3 миллиона человек вследствие ДТП. Более 20% погибших не водители, а пешеходы. Эта цифра вызывает особую тревогу, так как каждый из нас, даже имея личное транспортное средство, ежедневно выполняет роль пешехода. В ООН стремятся к 2030 году вдвое сократить количество жертв дорожно-транспортных происшествий, включая те, в которых участвуют пешеходы. Что же делают для достижения этой цели во всем мире и в России?

Мировой опыт
Швеция заслуженно считается пионером в области повышения безопасности на дорогах. Парламент этой страны в конце 1990-х годов принял концепцию под названием Vision Zero. Главная цель – свести смертность на дорогах к нулю. Разработчики метода исходили из того, что безопасность на дорогах – это не только личная ответственность каждого, но и проблема общественного здравоохранения. Именно поэтому государство взяло на себя основную роль в решении задачи.
Подход строился на четырех ключевых положениях. Первое – координация: реализация плана осуществлялась не одним ведомством или лицом, а специалистами разных сфер. Инженеры, сотрудники правоохранительных органов, медики, социологи, педагоги, журналисты, чиновники из различных министерств – каждый внес свой вклад в решение общей задачи. Второй важный пункт – создание дорог, ориентированных на безопасную езду, а не на скорость. На трассах стали устанавливать искусственные неровности, на улицах – менять разметку, создавать выделенные зоны для пешеходов.
Третья задача – развитие общественного транспорта и доступности индивидуальных средств передвижения. Опыт показал, что увеличение числа пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта повышает общее дорожное благополучие. Другая цель – снижение скоростного режима. На низкой скорости водителю проще наблюдать за обстановкой. Кроме того, у всех участников движения больше времени на реакцию на потенциально опасные ситуации.
Система дала положительный результат. Уровень смертности на дорогах Швеции с 1994 по 2015 год уменьшился на 55%. Подобная динамика наблюдается и в других странах, принявших подобные меры, таких как Норвегия и Нидерланды.
Россия
В России за девять месяцев 2021 года зарегистрировано более 96 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 10516 человек, а более 121,5 тыс. получили ранения разной тяжести. Каждая четвертая авария, как и в 2020 году, — наезд на пешехода. В таких происшествиях лишились жизни 2374 человека, 22721 — получили ранения. Две трети аварий с участием пешеходов произошли из-за нарушений со стороны водителей.
В стране увеличивается смертность пешеходов-детей. За девять месяцев 2021 года в 4895 дорожно-транспортных происшествиях пострадали дети-пешеходы, из которых 95 погибли, а 4968 получили травмы.

Преобладают аварии с участием пешеходов в городах и населенных пунктах (93%). На остальных дорогах зарегистрировано 7% случаев наездов, смертность которых составляет 30% от общего числа погибших пешеходов. Исследования ГИБДД показывают наибольшее количество наездов на пешеходов по пятницам. В выходные дни количество ДТП уменьшается, но число погибших пешеходов в субботу и воскресенье увеличивается. Примерно треть всех наездов происходит ночью, при этом почти две трети погибших пешеходов погибли именно во время таких аварий. Эти факты подтверждают значимость скорости как фактора тяжести последствий ДТП. Водители чаще разгоняются за городом и в темное время суток, полагая, что дорога свободна и безопасна. Однако чем выше скорость – тем более серьезные последствия ДТП. Согласно данным ВОЗ, увеличение медианной скорости всего на 1% приводит к росту риска аварии со смертельным исходом на 4%, а риска ДТП с серьезными последствиями на 3%. При высокой скорости вероятность смертельного исхода для пешеходов при фронтальном наезде возрастает (в 4,5 раза при увеличении скорости с 50 км/ч до 65 км/ч).
Часто аварии с пешеходами происходят ночью на неосвещенных участках дорог. Количество таких дорог остается значительным. Установка освещения на пешеходных переходах за пределами населенных пунктов может существенно снизить количество происшествий. Пешеходы должны заботиться о безопасности: одежда со световозвращающими элементами – это минимум, который каждый может сделать для своей жизни.
Планы и достижения
В настоящее время главным документом, whose выполнение должно привести к позитивным изменениям, считают… национальный проект Национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги» начал реализовываться в декабре 2018 года и продлится до конца 2030 года. Главная цель проекта — сокращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом, достигнув уровня не более четырех человек на 100 тысяч населения.
В рамках национального проекта запланирован целый комплекс мероприятий. Помимо строительства новых дорог и ремонта существующих, а также повышения квалификации водителей, особое внимание уделено внедрению новых технических решений, в том числе созданию интеллектуальных транспортных систем (ИТС). ИТС необходимы для автоматизации управления дорожным движением. К концу 2024 года ИТС должны функционировать в 64 крупнейших городах России. Ключевой элемент современной интеллектуальной транспортной системы — камеры фото и видеофиксации. Их на дорогах России к концу 2024 года должно стать вдвое больше, а именно — 19 тысяч.
Москва служит позитивным примером успешного внедрения современных технологий для оптимизации дорожной ситуации. В результате к концу 2020 года на каждые 100 тысяч жителей приходилось не более 3 человек, погибших в ДТП. Исследования показывают, что Москва занимает лидирующую позицию в международном рейтинге городов с высокой плотностью дорожных камер. Увеличение их числа привело к снижению количества ДТП на 23% по сравнению с 2010 годом, несмотря на рост автомобильного парка в московской агломерации более чем на 1,2 млн единиц. В 2020 году в столице практически на четверть… снизилось количество наездов на пешеходов, которые произошли на переходах.
Жители Московского региона, численность которого составляет почти 8 миллионов человек, могут наблюдать снижение числа ДТП на дорогах. За 10 месяцев текущего года аварий стало меньше на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно заметно это снижение на региональных и муниципальных дорогах – на 10% и 14% соответственно. Снижение количества аварий связано с принятыми мерами, в числе которых ограничение скорости до 50 км/ч в 36 муниципалитетах Подмосковья с июня 2020 года. Также снизилось количество случаев наезда на пешеходов на 12%. Региональное министерство транспорта указывает на эффективность комплексов фотовидеофиксации, разделение встречных потоков, строительство тротуаров, установка освещения на дорогах и пешеходных переходах как факторы, способствующие улучшению ситуации.
В некоторых ситуациях контроль средней скорости становится единственным способом гарантировать безопасность дорожного движения. «Мигрирующие» участки с повышенным риском аварий – утверждает доцент МАДИ Ринат Гематудинов – не поддаются контролю мгновенной скорости с помощью камер, поскольку после установки камеры они смещаются на сотни метров от неё. Такое явление объясняется эффектом кенгуру: водители замедляют при виде камеры и разгоняются сразу же за её зоной действия.
Дорога для жизни
Многие города стремятся сократить количество аварий на дорогах комплексным подходом, учитывающим нужды как водителей, так и пешеходов. В Торонто, самом большом городе Канады, в 2015 году… снизили скорость Скорость снизилась с 40 до 30 километров в час. После этого число аварий уменьшилось на 28 процентов.
В Европе наблюдается тенденция к снижению скоростных ограничений. С конца августа 2021 года в Париже разрешено движение только со скоростью до 30 км/ч. В феврале на большинстве городских дорог Брюсселя установили аналогичное ограничение. С мая подобные правила действуют во всех городах… Испании Максимальная разрешенная скорость уменьшена с 50 км/ч до 30 км/ч. В 1985 году власти Дании снизили допустимую скорость в городе с 60 до 50 км/ч, что привело к сокращению количества аварий на 9% и смертей в ДТП почти на четверть.
Во всех британских городах скоростной режим установлен на уровне 30-40 миль в час, а возле школ – до 20 миль в час. В этой стране повсеместно применяют систему контроля скорости с помощью ФВФ. Великобритания занимает четвертое место в мире по количеству используемых камер.
В других странах мира нет нештрафуемого порога в 20 км/ч. Например, в Швеции на бесполосных улицах местного назначения максимальная разрешенная скорость ограничена 30 км/час, а нештрафуемый порог — всего 3 км/час. Подобные «погрешности» допустимы и в других городах – Берлине, Амстердаме, Осло, где скоростной лимит установлен на отметке в 50 км/ч. В Цюрихе лимит можно превысить на 5 км/ч, в Антверпене – на 6 км/ч. Но не на 20!

Александр Радченко, урбанист, полагает, что снижение скорости должно стать началом создания безопасного пространства на дорогах. В городах этот порог можно сделать еще ниже, а в будущем вовсе от него отказаться.
Уменьшение пределов скорости движения на улицах и … . уменьшение нештрафуемого лимита Комплекс мер, который включает в себя и данную задачу, повышает безопасность на дорогах и действительно способствует сохранению человеческих жизней.