Немецкое автоспортивное шоу на Московском гоночном треке

Гонки DTM на московской трассе.

С какого времени начинать летоисчисление DTM? Может быть, с 1984 по 1996 год, когда Deutsche Tourenwagen Meisterschaft стала европейской? В конце этого периода вполне могла бы перерасти в мировой чемпионат. Однако «гонка вооружений» вызвала отток участников, и в 1997–1999 гг. предпринимались попытки реанимации серии. Перед спортивными подразделениями Opel, BMW, Audi, Mercedes и Alfa Romeo стояли разные задачи (да и отношение к бюджетам было различным), поэтому пятерка могла бы прийти к консенсусу? Или может быть 2004 год, когда произошли серьезные изменения в техническом регламенте? Но уже через год серия превратилась в чемпионат двух марок: Audi и Mercedes.

История DTM с 2012 года характеризуется стремлением к сокращению расходов команд посредством унификации автомобилей. В прошлом году произошли существенные изменения в спортивном регламенте, тогда как технический претерпел минимальные корректировки. Самым важным стало решение провести два этапа гонок: 40-минутную без пит-стопов субботнюю гонку и часовую с обязательным пит-стопом воскресную. Обе гонки предшествуют квалификационные сессии, устраивающие команды, пилотов и зрителей. Изменения в техническом регламенте не были критичными: исключена опциональная шина (все используют одинаковые стандартные), а также введена система DRS с возможностью открытия крыла при отставании менее секунды (в прошлом году — две секунды). В отличие от «Формулы-1», зоны использования DRS не регламентированы, и пилоты могут открывать крыло в любой точке трассы. Угол открытия крыла увеличен для эффективной работы системы DRS.

Пилот BMW Августо Фарфус очень общителен. Даёт интервью с удовольствием и не отказывается фотографироваться на селфи.

В стартовой ведомости команды Audi Sport Team Phoenix на московском этапе DTM появился Антонио Джиовиназзи. В сезоне-2015 партнером Майка Роккенфеллера в этой команде был чемпион DTM 2008 и 2009 годов Тимо Шайдер, но он пропустил московский этап из-за дисквалификации. Дело в том, что на предыдущем этапе, в австрийском Шпильберге, Шайдер совершил нарушение, причем не одно. На последнем круге Шайдер спровоцировал столкновение, в результате которого из гонки выбыли два Mercedes под управлением Роберта Уикенса и Паскаля Верляйна. В радиоэфире прозвучали слова спортивного директора Audi Вольфганга Ульриха «Убери его!», адресованные Шайдеру. Сам Ульрих утверждал, что его слова не являлись для Тимо руководством к действию, но санкции были суровыми: Шайдер был дисквалифицирован на московский этап, команда Audi оштрафована на 200 000 евро, с нее были сняты все очки, заработанные на австрийском этапе, а самому Вольфгангу Ульриху запрещено до конца сезона находиться на пит-лейне и участвовать в радиообмене с пилотами.

Тимо Глок, бывший пилот «Формулы-1», пока не добился больших успехов в DTM, но остаётся оптимистом.

Паскаль Верляйн выиграл первую гонку на Moscow Raceway.

В текущем сезоне система DRS подверглась модификациям.

Звёзды марки Ауди: Маттиас Экстрем и Майк Роккенфеллер.

Интерьер трассы Moscow Raceway в рамках Deutsche Tourenwagen Masters смотрится благоприятно, и пилоты высоко оценили подмосковный автодром. Ранее предпринимались попытки проведения этапа по укороченному варианту трассы для большей частоты кавалькады автомобилей перед трибунами, но все гонщики отметили, что полноценный вариант куда интереснее. Борьба на трассе была захватывающей. Стоит вернуться к генеральной линии DTM: унификации и надежности автомобилей. Первое отвечает за бюджет, поэтому стоимость автомобиля DTM составляет около 900 тысяч долларов. Что касается надежности, то атмосферные моторы V8 оснащены 28-миллиметровыми рестрикторами, ограничивающими мощность до 500 л. с. Инженеры отмечают, что без ограничения мощность этих моторов могла бы достигать 800 л. с., но приоритет отдается надежности: команде из двух автомобилей разрешено использовать три двигателя за сезон.

В первой квалификации московского этапа самым быстрым был Марко Виттманн из BMW Team RMG. Ему удалось реализовать успех в квалификации во второе место в субботней гонке. Победу в первой гонке одержал Паскаль Верляйн из команды gooix/Original-Teile Mercedes AMG. Третьим стал чемпион DTM 2012 года канадец Бруно Спенглер из BMW Team MTEK. Во второй квалификации пилоты Audi начали восстанавливать утерянный в Шпильберге статус-кво. Самым быстрым был Майк Роккенфеллер из Audi Sport Team Phoenix, второе время показал Маттиас Экстрем (Audi Sport Team Abt Sportsline). За инцидент Маттиаса наказали потерей трех мест на стартовой решетке. Тем не менее во второй гонке этапа Экстрем сумел пробиться на подиум, а победу одержал Роккенфеллер. Бруно Спенглер финишировал вторым. После этапа на Moscow Raceway Маттиас Экстрем вернулся на первое место в чемпионате, но лидерство в командном зачете пока удерживают пилоты gooix/Original-Teile Mercedes AMG. До конца чемпионата еще три этапа, и он возвращается к своим истокам — оставшиеся гонки пройдут на немецких трассах.

Все стадии серии DTM проходят с острой, часто переходящей в нарушение правил, борьбой.

На Московском кольце гонщик, ставший чемпионом DTM в 2012 году Бруно Спенглер, завоевал два призовых места.

Руководитель команды Hankook Motorsport Манфред Зандбихлер.

Новый регламент по шинам упростил работу вашему отделу? Теперь не нужно заботиться об опционных шинах…

Изменения регламента нас не касаются. Командам же стало легче — им не нужно отвечать за выбор стратегии шин.

Вследствие этого, появились ли модификации в конструкции шин?

Нет, шины не изменились. Просто больше не предлагаем дополнительные шины в комплекте.

По уму, меньшее количество шин упростит работу вашему отделу…

С точки зрения монтажа и демонтажа необходимое число шин остаётся неизменным. Разработкой опциональной шины сопровождался наибольший сложность.

И сегодня разработка шин для DTM прекращена?

В данный момент разработка для этой серии не ведется, но будущее покажет — правила DTM могут измениться.
Работа же продолжается, поскольку участие не ограничивается лишь DTM.

Есть ли у команд какие-либо пожелания к вам?

Пилоты стремятся к большей скорости, но современные автомобили и шины позволяют достичь этого. DTM в такой ситуации только выигрывает.

Как изменился бюджет команд после внесения изменений в правила шин?

Нет, замысел заключался в корректировке стратегии. По правде говоря, сомневаюсь, что получилось как надо.

Способствует ли участие компании Hankook в спорте развитию технологий изготовления автомобильных шин?

Благодаря гонкам инженеры получают массу уникальных данных о поведении шин. Этот опыт применяют при производстве обычных шин. Одна из причин, по которой мы участвуем в автоспорте – именно это. Нельзя прямо использовать компаунд или конструкцию спортивных шин в дорожных, но изучение их поведения в экстремальных условиях поднимает технологию производства на новый уровень.

Будет ли дебютировать в каких-либо новых гоночных сериях?

Активно действуем в автоспорте, и у нас есть планы на ближайшие годы. О них пока рано говорить. Наша задача — возглавить рынок шин для европейского автоспорта.

Глава Audi DTM Дитер Гасс

Что собой представляет долю DTM в программе подразделения Audi Sport?

Автоспорт играет важную роль для Audi, поэтому компания активно развивает это направление. Главным приоритетом считаются гонки на выносливость и DTM, в которых выступают заводские команды. В остальных гонках, где за рулём автомобилей Audi находятся спортсмены, представлены клиентские команды.
DTM для подразделения имеет такой же уровень значимости, как серия FIA WEC.

Какова маркетинговая ценность DTM для Audi?

Маркетинг является главной причиной нашего участия в автоспорте. У нас есть две стратегии: в гонках FIA WEC мы тестируем передовые технологии, что соответствует девизу компании «Превосходство высоких технологий». В DTM у нас другая возможность — продемонстрировать наши лучшие качества в соперничестве с конкурентами, техника которых схожа с нашими автомобилями. Мы соперничаем с двумя немецкими марками, которые являются нашими конкурентами как в Германии, так и на мировой арене. Здесь побеждает сильнейший.

Какими бы вы сделали правила серии DTM, возглавляя её?

Два регламента существуют: спортивный и технический. С 2012 года в спортивном мало изменений – для сбалансированного участия команд и контроля затрат. В нем произошли изменения, направленные на повышение зрелищности гонок. Больше действия должно быть! Я полностью согласен с таким регламентом. Но с точки зрения гонщика хочется постоянного совершенствования автомобиля для большей скорости. Такая «гонка вооружений» – непосильное финансовое бремя для команд.

Применив воображение, можно представить, что серия DTM, начавшись как национальное соревнование, превратилась в событие европейского масштаба. Возможно ли, подобно WTCC, её продвинуть до мирового уровня?

Проводятся переговоры с японской серией SuperGT. У неё есть то, что объединяет: сходный регламент и монококи в автомобилях. Предполагается проведение совместного чемпионата или возможность участия автомобилей из одной серии в гонках другой. Реализация возможна лишь при приемлемых затратах.
DTM — немецкая серия с участием только немецких производителей. Присоединение Японии привнесет мировой акцент и сделает интересной организацию гонок на других континентах. Пока же, с участием только немецких производителей, проведение гонок в других местах не привлечет большого внимания зрителей.