Не ставьтесь лохом: как избегать мошенничества при покупке ОСАГО онлайн

Не будьте наивным, как мамонт: мошенники подстерегают при оформлении ОСАГО онлайн.

Настороженное отношение клиентов традиционных страховых компаний к онлайн-страхованию в начале пандемии COVID-19 весной 2019 года ко дню весны 2022 года радикально переменилось, появившись массовое доверие к дистанционному получению услуг. Клиенты оценили удобство и скорость сервисов, а страховые компании, модернизировав свои информационные технологии, отмечают повышение экономической эффективности своего бизнеса.

Поэтому не удивителен рост продаж в интернете. Рынок страховых услуг онлайн в России по итогам 2021 года, по оценке аналитиков, превысил 109 млрд рублей (рост за год составил около 50%). В 2021 году основу рынка онлайн-страхования составляло ОСАГО. На втором месте: стремительно набирающее обороты страхование жизни (преимущественно, кредитное страхование жизни).

«Ассортимент» страхового мошенника

Несмотря на плюсы страхования в интернете, существуют специфические риски мошенничества, с которыми клиенты пока не знакомы.

Новым рискам подвержены фишинг и социальная инженерия. В первом случае клиент в браузере видит сайт страховой компании, похожий на настоящий. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что это мошеннический ресурс. Отличия – в одном или нескольких символах адресной строки. Попытка совершить покупку приведет к потере денег или приобретению «полиса» у нелицензионной компании.

Банк России и страховщики советуют проверить наличие страховой компании в официальном реестре перед любыми действиями на её сайте. реестре Помимо этого, найти официальные сайты компаний, предлагающих страховые полисы ОСАГО, можно на… сайте Российского Союза Автостраховщиков.

Клиенты попадают на фишинговые сайты через ссылки из мошеннических писем или под воздействием социальных инженеров, которых называют «прозвонщиками».

Кибермошенничество, как и традиционное преступление, давно превратилось в международный бизнес, куда всевозможными способами привлекают новых участников и сообщников. Новичков приглашают, например, попробовать себя в сделках с фиктивным имуществом или продаже поддельных полисов. В криминальный мир попасть несложно, а вот выйти – чрезвычайно сложно, часто только через тесное сотрудничество с правоохранительными органами.

Учиться на чужих ошибках

Какие ещё негативные последствия может иметь пренебрежение законом в сфере страхования? Несколько примеров из последнего времени:

  1. Житель Челябинской области обратился в полицию после того, как стал жертвой мошенничества. Ища информацию об онлайн-страховании в социальных сетях, мужчина наткнулся на женщину, представившуюся специалистом по данному вопросу и предложившей застраховать автомобиль на выгодных условиях.
    За два дня общения с «специалистом» мужчина отправил ей документы на свой автомобиль и перевел более трех тысяч рублей. После получения денег мошенница прекратила всякую связь.
  2. Житель Моркинского района Марий Эл решил оформить ОСАГО онлайн и обратился к женщине из социальных сетей, предлагавшей подобные услуги. Договорившись о деталях, мужчина перечислил предоплату и ожидал документов. Полица так и не пришел, а мошенница удалила страницу. Ущерб составил около семи тысяч рублей.

Мошенничество длительное время представляет собой серьёзную проблему для страховщиков во всем мире. В России эксперты оценивают долю выплат по страховым мошенничествам не менее чем в 20% от общего объема выплат. С проблемой ведется борьба, принимаются активные меры по предупреждению и выявлению подобных фактов.

Ранее обсуждалось традиционное мошенничество, а сейчас необходимо учитывать и онлайн-канал преступной деятельности.

В-вторых, социальная инженерия и противоправные действия тематических групп в соцсетях привлекают наивных граждан, которым обещают лёгкий и безопасный заработок в области страховых мошенничеств.

Правоохранители сталкивались с обеими проблемами при взаимодействии с банками. Отсюда накоплен некоторый позитивный опыт. Важно ежедневно совершенствовать уровень киберграмотности и цифровой гигиены обычных клиентов страховых компаний.