Какие китайские автохенды могут исчезнуть из России?

По информации агентства «Автостат», на данный момент в России насчитывается порядка семи десятков китайских автомобильных брендов. Большинство автолюбителей смогут назвать лишь пять–десять марок, и это максимум. Остальные компании, в сущности, осуществляют разовые продажи. Естественно, возникает вопрос: в чем тогда заключается бизнес-модель?
В начале 2025 года в Рунете активно обсуждалась тема брендов, демонстрирующих низкие показатели. Первоначально делались весьма оптимистичные прогнозы: предполагалось, что до 10-15% действующих игроков могут покинуть российский рынок уже в текущем году. Приводились и конкретные примеры – VGV, Kaiyi, BAIC, SWM, Skywell, Haima и другие. Однако, к настоящему моменту уже прошла большая часть года, и громких выходов из бизнеса не произошло.
Ушли тихо, без официального прощания
Бренды, как правило, прекращают свою деятельность незаметно. Пресс-службы компаний обычно не анонсируют выход из российского рынка. Возьмем, к примеру, марку Haima. Однозначно утверждать о завершении ее работы в России сложно. Еще в прошлом году компания была включена в перечень потенциальных уходящих брендов, поскольку продажа менее 60 автомобилей за год является не просто неудовлетворительным, а критически низким показателем. Дилеры Haima, с которыми общался наш корреспондент, не считают себя частью официальной дилерской сети бренда и действуют по собственным, понятным только им, правилам. Автомобили поставляются по индивидуальным заказам, и сроки ожидания значительны.
У Skywell ситуация не лучше. За время продаж в России компания не создала официального представительства. Российский сайт прекратил работу в начале 2025 года, связаться с дилерами было затруднительно, а большинство дилерских центров распродали последние автомобили еще прошлым летом.
«У дистрибьютора есть обязательства по техническому обслуживанию автомобилей, — отметила Светлана Феоктистова, ранее занимавшая должность руководителя PR-службы Skywell. — Поэтому официальное закрытие автоцентров не предусмотрено. Обслуживание автомобилей будет продолжаться, это обычная практика».
Функционирование без ОТТС
«Причины, по которым многие китайские бренды продолжают свою деятельность в России, несмотря на крайне низкие объемы продаж, остаются неясными, — отметил в разговоре с нами Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. — Существует мнение, что продажи некоторых из этих марок невысоки даже на их внутреннем рынке. В целом, китайские компании, осуществляющие экспорт, часто получают поддержку от государства, что позволяет им поддерживать свою деятельность. Я полагаю, что некоторые автопроизводители могут функционировать нетрадиционным способом – без прохождения процедуры Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). Фактически они ввозят автомобили в Россию через физических лиц, что делает этот бизнес, в определенной степени, прибыльным. Тем не менее, такой бизнес сложно назвать организованным».
В качестве примера эксперт приводит малоизвестную у нас китайскую марку BAW. Согласно данным «АСМ-Холдинга», в июле текущего года в России было реализовано всего 12 автомобилей этой марки, что также является крайне низким показателем в рейтинге производителей. «У BAW отсутствует официальное дилерское и дистрибьюторское представительство, — отметил Ян Хайцеэр. — Поскольку у них нет ОТТС. На всю территорию России насчитывается всего два продавца — в Сибири и Москве. Да, китайская сторона предоставила им все необходимые права, но разрешение на допуск транспортных средств (ОТТС) до сих пор не получено. В целом, как мне представляется, марка предполагает дальнейшее существование и реализацию своих автомобилей на российском рынке. Внедорожник BAW 212 – перспективный продукт, который, безусловно, заслуживает внимания. То, что китайцы сделали на базе нашего «уазика», вызывает искреннее восхищение. Особенно, учитывая его стоимость — в Китае BAW 212 стоит дешевле, чем наш УАЗ «Патриот».
Приходится ли ждать зачистки?
«На российском рынке представлено значительное количество дилеров китайских марок, однако их продажи остаются крайне невысокими, — отметил независимый эксперт Артем Самородов. — Скорее всего, с рынка уйдут наименее крупные из них. Когда региональный игрок переживает трудности, это негативно сказывается на других участниках рынка. При этом уход менее успешных брендов вряд ли будет заметен обычному российскому покупателю».
«Вероятно, к концу текущего года произойдет некоторая «очистка» рынка от китайских брендов, и к 2030 году их количество уменьшится. Ориентировочно к тому времени в России будут представлены в основном российские производители, а также компании, готовые предлагать автомобили с очень высокой стоимостью. — таков вывод Яна Хайцеэра.