Настройка заднеприводного ВАЗа: к победе через трудности.

Настройка привода на ВАЗ через испытания.
Классические «ВАЗы» пользуются спросом сейчас. Это связано с тем, что автомобили классической серии от АВТОВАЗа стали первыми кандидатами на участие в государственной программе по утилизации старых машин, начавшейся в России в марте 2010 года. Автомобили этой серии рассматриваются как возможные участники программы по утилизации и как вариант покупки нового автомобиля.
Не верится, но уже спустя первый месяц работы программы по утилизации старых автомобилей очередь на покупку Lada 2105/2107 увеличилась до нескольких месяцев. АВТОВАЗ вводит новые рабочие смены и цены на «классику» на вторичном рынке быстро возрастают.
Фанаты классических автомобилей марки АвтоВАЗ не обращают внимания на программу по утилизации старых машин. фанат заднеприводного ВАЗа Будет использовать его только в крайних ситуациях. В худшем случае купит Ford Focus, Subaru Impreza или BMW X6 как второе авто для поездок. Но своё предпочтение отдаст именно ему – простому в конструкции, невзрачному по дизайну, слабомощному и не динамичному автомобилю.
Впрочем, кто утверждает, что надёжный и практичный ВАЗ-2107 не может быть мощным, динамичным, комфортным автомобилем, привлекающим к себе внимание — завистливое, волнуемое, восторженное?
Тюнинг дорогих иномар, усыпанных проводами и электроникой, обычно занимаются профессиональные мастерские с необходимым оборудованием и опытом. Для модернизации ВАЗовского авто нужна только мотивация, умелые руки и свободное время. Возможно, именно поэтому тюнинг «автовазовской классики» популярное у молодежи хобби.
Простая конструкция и много единомышленников, которые делятся информацией (а иногда и запчастями), открывают перед новыми «модификаторами» ВАЗов широкие возможности для технического творчества.
Рассмотрим несколько вариантов модификации классического автомобиля марки «Лада». В качестве основы примем LADA-2107, но подойдет и любой другой задний приводной ВАЗ.
Современные машины, включая «Лады», имеют систему впрыска топлива. Моновпрыск, распределенный впрыск… Некоторые тюнеры заднеприводных ВАЗов рано или поздно устанавливают впрыск, но большинство досконально оттачивает мастерство, совершенствуя стандартную систему впуска с карбюратором.
Впускная система – существенный элемент, определяющий работоспособность двигателя. Карбюратор имеет недостатки: распределяет топливо-воздушную смесь по цилиндрам неравномерно, состава не того, в рабочих диапазонах мотора и т.д. Но отремонтировав и отрегулировав карбюратор, у модификатора есть возможность доработать коллектор. Кого не устраивают штатные формы впускных труб, нашли способы улучшить качество перемешивания смеси, попадающей в цилиндры двигателя: выравнивание длины каналов, срезание части перегородок между соседними каналами, установка коллектора на штифты и подгонка коллектора и головки… Чего только не придумывают люди для улучшения режимов работы карбюраторного мотора.
Для более равномерной подачи смеси в цилиндры можно установить два карбюратора в впускном тракте. Предложения могут быть сделаны с использованием самых простых «Веберов», которыми комплектовались первые товарные машины на заре сборочной деятельности АВТОВАЗа, или «Солексов» от переднеприводных «ВАЗов». Процедура не так сложна, как кажется на первый взгляд. Самое трудное – найти два коллектора от модели «Ока».
Два карбюратора придают двигателю большую мощность на протяжении всего диапазона работы и обеспечивают более быстрый разгон автомобиля. Здесь — так; если не будешь стараться, результат не получишь. Если нет, то откручивай все назад и думай, где ошибся и что сделал неправильно.
Тюнинговое сообщество ВАЗов особенно заинтересовано в увеличении мощности стандартных двигателей. 62 или 70 л.с. – мало ли? Самый простой способ получить дополнительные силы без вмешательства в конструкцию – доработка выхлопной системы. Спортивные системы, «нулевой» выхлоп – эти слова знакомы многим. При тюнинге часто заменяют штатный выпускной коллектор на «паука». От стандартного его отличает порядок соединения труб и конфигурация. «Пауки» бывают короткими и длинными. Найти его несложно, а вот установить – порой сложно (всё мешает). Но смелым и трудолюбивым нет причин сдаваться.
Тюнинг выпускной системы моторов классических ВАЗов увеличивает мощность на 5-7 л.с. и крутящий момент в широком диапазоне оборотов. Обычно для этого используется коллектор «4-2-1».
Забыли воздушный фильтр? Замена его на нулевого сопротивления добавит несколько лошадиных сил и увеличит крутящий момент в диапазоне низких и средних оборотов. Новую «кастрюлю» поставить нельзя, а старую выбросить – да! И утку, через которую засасывается воздух в карбюратор – тоже на помойку! Корпус нулевика обычно отлично смотрится под капотом.
Мотор – сердце любого автомобиля, будь то ВАЗ-2107 или Porsche Cayenne. Улучшить тягу и разгон можно различными способами. Каждый из них требует определённых навыков, смелости и инструмента. Самый простой, недешевый и беспонтовый – замена штатного мотора на более мощный. Например, на 1,8-литровый агрегат от «Нивы».
Существуют более сложные способы совершенствования характеристик двигателя и динамических показателей автомобиля: форсирование штатного силового агрегата путем увеличения степени сжатия, доработки головки блока цилиндров, замены распредвала на другой с измененными фазами.
Улучшение головки блока цилиндров — конечная цель многих тюнеров продукции Волжского автозавода, если не поменяют её на аналоги от «Форда», «Субару» или «Ламборджини». В ходе такой доработки необходимо очистить впускные и выпускные каналы ГБЦ: уменьшить потери и улучшить наполнение цилиндров. Не должны присутствовать зазоры, шероховатости или нестыковки, так как это препятствует потоку газов и снижает мощность. Работы с ГБЦ обычно заключаются в увеличении диаметра каналов, изменении их геометрии, доработке седел клапанов и т.д.
От крышки ГБЦ до масляного поддона находится ряд важных компонентов: валы, поршни, шатуны. Облегчённые шатуны повышают обороты мотора, увеличивают крутящий момент, снижают механические потери и расход топлива, уменьшают давление на поршень. Эта процедура полезна, но требует определенных навыков и инструментов. Шатуны балансируются специальным приспособлением, которое распределяет их так, чтобы центр масс всех находился в одной точке.
Сцепление находится глубоко в кожухе между мотором и КПП, но его замена не должна пугать. Если сразу не получится быстро, то получится со второго раза. С первого – чуть дольше. Для повышения мощности двигателя замена сцепления целесообразна. Стритрейсеры могут подумать о «жесткой» корзине и «резном» ведомом диске с керамическими или медными накладками. Остальным стоит искать альтернативу, поскольку такое сцепление в пробках создает рывки, некомфортность и негативные реакции со стороны других водителей.
Переборка трансмиссии (КПП, прежде всего) – сложный инженерно-технологический процесс, требующий знаний и опыта. Необходимо четкое понимание цели модернизации автомобиля. Читайте литературу, изучайте технические детали, слушайте интернет-экспертов и соседей по гаражу. Легко узнать «экспертов» по замасленным комбинезонам, грязным рукам, полуразрушенным автомобилям и горящему взгляду при виде новой железяки, покрытой копотью и маслом. Хорошо, если «эксперты» разбираются в «Жигулях» и «Москвичах». Если в «Фольксвагенах» и «Фордах» — тоже неплохо…
Один из популярных способов тюнинга заднеприводного ВАЗа – борьба со шумами. Шумоизоляция внутренней части кузова – простое дело. А вот «приглушить» цепь привода распределительного вала – задача сложная, но приятная. Замена стандартной цепи на однорядную с установкой новых звездочек, успокоителя и натяжителя – достаточно трудоемкий процесс. Для этих работ отлично подходят запчасти от… ВАЗГидрокомпенсаторы и натяжитель должны минимизировать шум и исключать необходимость периодической проверки и регулировки натяжения цепи автовладельцем.
Перейдем к тормозам. Эффективность тормозов и устойчивость к перегреву важны для доработки автомобиля, который стал мощнее и динамичнее. Можно установить спереди вентилируемые тормозные диски и суппорты от ВАЗ-2110. Замена задних барабанных тормозов на дисковые от переднеприводной «Лады» – особый шик и практичность одновременно. В таком случае штатный вакуумный усилитель и главный тормозной цилиндр устарели! Главный тормозной цилиндр фирмы ATE и «вакуумник» LUCAS – идеальный вариант.
Рулевое управление «классики» – архаизм автомобильного производства. Информативность низкая, легкость управления отсутствует. Есть специалисты, которые устанавливают электроусилитель от «Нивы», рулевой редуктор, маятниковый рычаг на подшипниках качения и рулевую трапецию Lemforder, а ещё что-то. Если удастся повторить их опыт, вы – настоящий мастер! В противном случае замените руль на более удобный и продолжайте путь к новым знаниям, достижениям и успехам. Увлечённому и настойчивому человеку они обязательно придут.