Народное топливо от Газпрома: бесплатный сыр в мышеловке или благо для людей?
Компания «Газпром газомоторное топливо» обнародовала новый план, призванный стимулировать потребление дешевого метана со стороны российских автовладельцев
Не нужно думать, что завтра вдруг появятся АЗС для пенсионеров или иных, не самых обеспеченных слоев общества. Речь совсем о другом – кто-то опять вспомнил про то, что метана у нас очень много, что он дешевле бензина, и даже экологичнее. А коли так, то нужно его все-таки реанимировать в сознании автовладельцев, привыкшим к бензину и дизтопливу.
Проект «Народное топливо» призван породить в массах доверие к метану. Его у нас недолюбливают – и есть, за что. Метановое ГБО дороже пропанового, а сеть заправок развита очень слабо. Так вот, в рамках проекта эту пилюлю попытаются как-то подсластить. Российским автовладельцам предлагаются беспрецедентные меры поддержки, включая бесплатное переоборудование транспортных средств на метан либо предоставление фиксированной льготной цены на заправку в размере 14 рублей за 1 м3.
Компаниям, имеющим собственный автопарк, обещана существенная льгота при установке оборудования. В частности, можно будет платить лишь за работы по монтажу. При этом само оборудование будет предоставляться в аренду на срок до 5 лет с минимальным платежом. При покупке оговоренных объемов метана стоимость кубометра с учетом арендных платежей будет практически такой же, как и его розничная цена. По истечении срока аренды компания сможет выкупить ГБО за 2% его стоимости. Есть и другая возможность сэкономить: переоборудовать машину можно и вообще без каких-либо затрат, если клиент разместит на своих машинах рекламу, популяризирующую использование метана как автомобильного топлива. В итоге проект обещает снизить затраты на топливо в 2-3 раза! А сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) должна существенно расшириться, что позволит решить проблему с поиском заправки природным газом в городах и между ними. Это, в первую очередь, важно для крупных перевозчиков.
Между тем, это уже не первая попытка привлечь внимание к метану – пока что дело не идет. К тому же недавний закон, требующий обязательное согласование подобных переделок машины в разных инстанциях, также не добавляет интереса к этому виду топлива. Но и без того поводов для сомнений у автовладельцев хватает.
За примерами далеко ехать не надо. Куда, например, девать огромный баллон? В багажник, конечно же – иных вариантов просто нет. И чем меньше ваш автомобиль, тем ощутимее факт: про наличие багажника фактически придется забыть. Поэтому, вся поклажа переедет в салон – это не очень здорово.
Если в вашей машине трансформируемый салон, то установка баллона сразу лишит вас этой опции, за которую вы уже заплатили деньги. Если машина гарантийная, то сервисмены будут недовольны вашим вмешательством в ее конструкцию – при плохом раскладе пойдут разговоры о снятии с гарантии. Судите сами: топливо – нештатное, в проводку вмешались, дырок в кузове насверлили: полный букет доводов в наличии.
Это еще не все. Любой газ будет пахнуть – потянет ли это ваше здоровье? А двигатель вашей машины никогда не выдаст максимума своих возможностей, лишившись привычного «питания». В ряде случаев могут подгорать седла и клапаны. А нормальный пуск мотора все равно потребует исходного топлива – вам без него не обойтись.
Но главный минус газа, даже при наличии скидок, состоит в том, что он «отбивает» затраты и хлопоты по его внедрению только при очень серьезных пробегах а-ля таксист. Обслуживать ГБО надо на определенном сервисе – для собственного же спокойствия. Продать машину с ГБО будет очень тяжело. Покупатели прекрасно знают, что на газовое топливо переходят только при космических пробегах и суровой эксплуатации машины. Одометр можно не скручивать – в малые пробеги никто не поверит. Снимать ГБО перед продажей также не стоит: следы его присутствия полностью скрыть не удастся, а вас заподозрят в нечистоплотности. Кроме того, в наше время факт установки ГБО зафиксирован в документах: от этого не уйти.
В общем, «Народное топливо» – это хорошо: о народе кто-то думает. Но и народу следует подумать, прежде чем соглашаться на подобные переделки.