НАМИ-050 «Белка»: доступна всем.
НАМИ-050 «Белка»: для всех и для каждого
Ирбитский мотоциклетный завод не остался в стороне от разработок: его «отцом» стал Ф. Реплих, занимавший должность заместителя главного конструктора. Несмотря на статус, «поднять» тему собственными силами Реплиху было бы трудно. К счастью, у него появились соратники в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) — Ю. Долматовский, В. Арямов, К. Зейванг, К. Корзинкин и др. В соответствии с концепцией проекта, который начали разрабатывать в 1955 году, будущий автомобиль должен был соответствовать формуле «пяти пятерок». То есть машина должна была быть пятиместной, с массой в полтонны, с пятисоткубовым мотором, потребляющим пять литров бензина на 100 км пути и позволяющим проехать 500 километров на одной заправке.
«Магия» цифры пять не сработала. Конструкторы, руководствуясь принципом целесообразности, установили на «Белку» серийный двухцилиндровый оппозитный 750-кубовый мотоциклетный двигатель мощностью 23 л.с. Из-за необычного заднего расположения мотор оснастили системой принудительного воздушного охлаждения. Назвали машину «Белкой» в память о популярных пушных ярмарках, проходивших на ирбитской земле. Тормозные механизмы тоже позаимствовали с двухколесного транспортного средства, но модернизировали с помощью гидропривода. Трехступенчатая коробка передач, опять же модернизированная, унаследована от 401-го «Москвича», как и дифференциал и полуоси. Правда, впоследствии использовали оригинальный трансмиссионный узел. Была и независимая подвеска.

Главной особенностью «Белки» был кузов: необычная вагонная компоновка с двигателем сзади и фронтальным входом. Доступ к передним сиденьям осуществлялся через носовую панель – такой способ авторы машины позаимствовали у зарубежных коллег, например, у знаменитой BMW Isetta. В отличие от «Изетты», у которой дверь откидывалась вбок, у «Белки» она опускалась вперед-вниз, что считалось более удобным.

Дверь в «галерку» располагалась справа от кузова. Несмотря на небольшие размеры (3324 мм в длину, 1500 мм в ширину и 1450 мм в высоту), салон этого необычного компактного автомобиля был удивительно просторным. Четверо пассажиров чувствовали себя вполне комфортно, так как пятый член экипажа не мог разместиться здесь, как было задумано изначально. Для улучшения компоновки сиденья располагались над мостами – каждое по своему. Кроме того, для уменьшения размера арок и пола авто использовались «игрушечные» десятидюймовые колеса с разборными дисками.

Первые прототипы прошли испытания в Москве спустя полгода после начала работы над машиной. «Белка» оказалась очень маневренной и легкой на ходу. Динамические характеристики оставляли желать лучшего: мотоциклетный двигатель с трудом разгонял машину весом 640 килограммов. Достижение максимальной скорости в 80 км/ч занимало целую минуту. Расход топлива был почти вдвое выше заявленного.

Мотор часто перегревался, а его ресурс вызывал сомнения. «Белке» был необходим более подходящий силовой агрегат. Создатели машины стали заложниками своей оригинальности, применив вход через носовую дверь. Из-за отсутствия подходящего уплотнителя кузов не всегда герметичен, и даже легкий дождь вызывал протечки. А также упрощенная конструкция часто не выдерживала нагрузки карданные шарниры полуосей при больших углах поворота. Впрочем, все вопросы, связанные с поломками и недостатками, были решаемы, тем более что «Белка» при низкой себестоимости обещала неплохую рентабельность. Но процесс постановки на конвейер вызывал сомнения. Дело в том, что потолок по выпуску в Ирбите составлял 20 тысяч экземпляров в год, что не соответствовало званию «массовой» модели. Модернизация завода для расширения производства не входила в планы правительства. В конечном счете пальма первенства была отдана «горбатому Запорожцу», превосходящему «Белку» не только по производственным перспективам, но и по потребительским качествам.

Помимо пяти экземпляров стандартной модели «Белки» выпустили несколько машин для деревни. Версия для села имела более простое кузовное исполнение с брезентовым верхом и больше напоминала миниатюрный бронетранспортер, чем полноценный автомобиль.

С течением времени сельское исполнение дополнили съемным пластиковым верхом.
