Налог на роскошь: почему от него больше вреда, чем пользы
Роскошь обесценилась. Президент России Владимир Путин подписал закон об увеличении порога повышенного транспортного налога для автомобилей с 3 млн до 10 млн руб. Закон вступил в силу с 1 января 2022 года. Речь о налоге, увеличенном на коэффициент в зависимости от стоимости автомобиля.
Смысл такого налога, в общем-то, интуитивно понятен. Во все времена человечество пыталось заставить сверхбогатеев делиться своими доходами. Типичный пример – налоги с казино, которые в разных странах могут составлять хоть 50%, хоть 75 % – где как. Аналогично и человек, приобретающий нечто такое, что недоступно большинству его соотечественников, тоже попадает в зону повышенного внимания современных мытарей. Но с этим относительно просто разобраться, когда речь идет, к примеру, об океанских яхтах или виллах с персональным пляжем. А вот с автомобилями разобраться гораздо тяжелее.
При покупке машины в автосалоне всегда идет торговля. Покупатель желает получить скидку – неважно, за что и какую. Продавец уступает, но предлагает кучу различного допоборудования. В итоге почти всегда приобретаемый автомобиль представляет собой нечто среднее между базовой моделью и ее скидочно-навороченным вариантом. Скажем, вы купили самый дешевый вариант исполнения понравившегося вам седана – без электропривода спинки заднего сиденья и водительского кресла, а также без красивых молдингов на физиономии, но зато с наворотами типа навигации и светодиодных фар, которых в базе почему-то не было. Вам вручают длиннющий список опций на паре листов – вот, мол, ваш автомобиль, укомплектованный по взаимной договоренности. Но к налогообложению все это не имеет никакого отношения: скидки – это ваши личные проблемы. Если автомобиль оказался в списке «роскошных», то извольте раскошелиться, какова бы стоимость вашей машины не было в действительности. Может быть и обратный вариант: установка допоборудования не означает, что налог для вас повысится. Он, в любом случае, исчисляется по списку Минпромторга.
Еще 2 марта на сайте министерства был размещен перечень легковых авто, имеющих среднюю стоимость от 3 млн рублей. Машины были разделены на группы в зависимости от категории и комплектации. Был сформирован и список роскошных машин, которые стоят в среднем 10 миллионов. Пресс-служба Минпромторга полагает, что необходимости в публикации какого-то нового списка в связи с последними изменениями нет. В список заведомо роскошных машин попали три с лишним сотни автомобилей – Aston Martin, Bentley, Ferrari, Lamborghini и Rolls-Royce, одна модель Aurus и две модели Bugatti, а также некоторые автомобили от Audi, BMW, Jaguar Land Rover, Mercedes-Benz и Porsche.
Почему повысили налоговый порог – понятно. Санкции, резкие скачки цен, подорожание того, что вчера казалось вполне доступным – эдак и Ладу скоро признают элементом роскоши. Поэтому наверху называют эту меру способом повысить устойчивость экономики, поддержать бизнес и граждан в ситуации санкционного давления. Ну, тут спорить не с чем. Однако проблема заключается в том, что нынешние цены очень нестабильны, а вот список – это уже то, что написано пером и не вырубишь топором. Предсказать реальные цены на ближайшие месяцы не возьмется никто, но у чиновника в руках останется все тот же список, по которому он и будет исчислять налоги. На абсолютно законных основаниях.
Честно говоря, в нынешней ситуации «роскошный налог» только вредит. Будь рынок стабилен – другое дело, а на данном этапе – извините. По мнению председателя рабочей группы по защите прав автомобилистов Общероссийского народного фронта Петра Шкуматова, при нынешней ситуации проще вообще заморозить этот налог на роскошь. Мол, сейчас никто ни копейки не поставит на то, как изменятся цены на автомобили, а потому никакая арифметика здесь не поможет.
Возвращаясь к океанским яхтам, хочется предложить сохранить «роскошный налог» на заведомо дорогущие модели типа Bentley, Ferrari, Lamborghini и Rolls-Royce вне зависимости от действующих рублевых цен. Вряд ли в такой линейке вдруг появится нечто бюджетное. А остальные марки лучше оставить в покое до лучших времен. Которые обязательно наступят.
.