Налог АВТОВАЗа: кому выгодно повышение утильсбора в России
С 1 августа в России повысится утилизационный сбор на автомобили. Разбираемся, кому это выгодно и как данная мера отразится на стоимости новых машин
Увеличение утильсбора затронет как юрлиц, так и физлиц, в том числе ввозящих автомобили «для личного пользования». Причем сбор с граждан будет не единым, как сейчас (3,4 тыс. руб.), а дифференцированным – в зависимости от объема двигателя. Покупателей мощных импортных машин ждет радикальный рост расходов: за ввоз автомобиля с двигателем от 3 до 3,5 л придется заплатить 970 тыс. руб., свыше 3,5 л – 1,2 млн руб. Дилеры уже готовятся переписать ценники, заявляя, что иномарки из новых поставок прибавят миллион.
Покупатель продукции ВАЗа роста утильсбора вроде бы не почувствует: за произведенные в РФ автомобили утильсбор компенсируется в зависимости от уровня локализации. Планка ориентирована на автомобили «Лада», поэтому прямо рост утильсбора на цену не повлияет.
Вообще-то название «утилизационный сбор» – это нечто непонятное. По сути это – некий аналог таможенных пошлин. Россия ввела его в 2012 году, когда под давлением ВТО была вынуждена снижать ввозные пошлины, и сбор компенсировал их практически в прямой пропорции. Его величина зависит от типа транспорта (легковой, коммерческий и так далее), от объема мотора, а также от того, кто ввозит, – физическое лицо или юридическое.
В Минпромторге полагают, что увеличенный сбор не скажется на росте цен, поскольку стоимость будет скомпенсирована программами господдержки отрасли. На самом деле компенсация утильсбора была предусмотрена и раньше, но касалась она лишь местных производителей, то есть АВТОВАЗа, УАЗа, КАМАЗа, а также иностранных сборщиков, которые подписали с правительством специальный инвестиционный контракт (СПИК). Сегодня из зарубежных производителей СПИК подписал только завод Haval в Тульской области.
В правительстве также видят в повышении утильсбора стимул для создания новых производств взамен ушедших. Но на практике процесс идет откровенно вяло: перезапущенные заводы «Москвич» (бывший Renault) и калининградский «Автотор» пока занимаются лишь крупноузловой сборкой китайских автомобилей, что по старым правилам не позволяло бы им претендовать на серьезные льготы.
В реальности все похоже на то, что повышение утилизационного сбора – это просто ход для поддержки АВТОВАЗа и других российских автозаводов, дабы облегчить им формирование ценовой политики. И если у отечественных производителей не получается конкурировать с импортом за счет цены, то приходиться прибегать к подобным нерыночным методам. При этом, устранив зарубежных конкурентов, они смогут безболезненно поднять цены еще выше — покупать машины все равно будут. Так что если к концу года появятся версии Lada Vesta за два миллиона рублей, то удивляться этому не стоит.
Особой логики в повышении утильсбора на 120 тысяч для автомобилей среднего класса не видать. Денег становится меньше, машины дорожают, обновление автопарка замерло. При этом ранее Президент давал поручение правительству разобраться с задранными ценами на автомобили. А пока что получается, что все происходит с точностью до наоборот. То есть налицо лоббистские действия со стороны наших производителей. Не случайно вице-президент Национального автомобильного союза, Антон Шапарин, в шутку предложил изменить название утильсбора: мол, «Давайте называть это налогом АВТОВАЗа»!
Сам АВТОВАЗ использует беспроигрышный аргумент: мол, заградительные меры помогут сохранить в автопроме рабочие места. Всякий раз это помогает ему получать какие-то поблажки от правительства. Правда, г-жа Матвиенко недавно довольно резко прошлась по поводу потраченных непонятно на что вазовских денег. Мол, за последние 20 лет государство вложило в предприятие свыше 1 триллиона рублей, а отдача оказалась мизерной. Не получится ли тоже самое и сейчас? Утильсбор повысят, цены тоже, а наш автопром так и останется на уровне того же Ирана, где за все годы санкций не было разработано ничего нового.