Музей моторов в Риге. Советский фонд.
Рижский Мотормузей. Советское наследие
В отличие от музея оккупации, этот музей расположен за пределами исторического центра — среди современных зданий района Межциемс. Сам по себе музей является «советским наследием», так как создавался в 1986–1989 годах, перед распадом СССР. Но посетить Ригу и не увидеть Рижский мотормузей — просто неприемлемо.

Рядом с основным корпусом музея, в кабинете автодрома, расположена ещё одна экспозиция советских и российских спортивных автомобилей.
В конце 1980-х годов Rigas Motormuzeja был лучшим автомобильным музеем не только СССР, но и всей Восточной Европы. Коллекция латвийцев формировалась по Прибалтике и по всему Советскому Союзу. В итоге под крышей трехэтажного мотормузея на окраине гоночной трассы «Биккерниеки» — лучшей в СССР — собрали, если не самую крупную коллекцию (хотя по оценкам многих экспертов, коллекция рижского музея и его филиала в Бауске, что в 60 км от Риги, сегодня является 4-й в Европе), то уж точно одну из самых удивительных и интересных.

Фото: Владимир Маккавеев
Здесь представлено все: от автомобильной классики начала двадцатого века до «императорских» «Руссо-Балтов». От немецкой военной техники до сокровищ кремлевского автопарка: автомобилей Сталина, Горького, Хрущева… Имеются даже Rolls-Royce 1966 года, собственноручно разбитый в 1980 году Леонидом Брежневым и вместо автосервиса перекочевавший прямиком в Ригу. Так и стоит с подбитым крылом и ошарашенным восковым генсеком за рулем.

Рижский музей хранит небольшую, но необычную гоночную коллекцию. Вместе с раллийными «Москвичами» в экспозиции представлены забытые модели «Пионер» 2 М, ЗИЛ-112С и ARVW.
В мотормузее можно увидеть уникальные концепты RAF, почти забытые «полуторки» с газогенераторными установками, работавшими на дровах, и рекордные, гоночные автомобили. Среди них советские модели «Пионер 2 М» и ЗИЛ-112С, а также немецкие ARVW и звезды коллекции — Auto Union Type C/D. Судьба этого автомобиля так удивительна, а роль его в становлении Рижского мотормузея столь значима, что стоит остановиться на нем поподробнее.

Фото: Владимир Маккавеев
В то время, когда советские войска продвигались через Прибалтику к Германии, в Цвиккау скрывали гоночные автомобили Auto Union в шахте. Но новое правительство быстро обнаружило их. АВТУ направило 18 автомобилей в СССР, где их раздали по организациям. Однако эксплуатировать трофеи не удалось из-за отсутствия ресурсов и специалистов. Автомобили разобрали на запчасти и продали на металлолом. Только Auto Union Typ D/C для горных гонок спасся от такой участи благодаря переданнию в рижский клуб старинных автомобилей, а затем — в музей в Межциемс.

Фото: Владимир Маккавеев
Единственный полностью сохранившийся оригинальный Auto Union из Риги долгое время вызывал восхищение Audi AG. Немцы пытались его купить, и в итоге договорились о компромиссе. В 1996 году Auto Union отправили на реставрацию в Англию. Там помимо восстановленного автомобиля по заказу Audi AG создали ещё и копию, которая затем вернулась в Ригу вместе с финансовой помощью, благодаря которой музей смог значительно расширить свою коллекцию.

Фото: Владимир Маккавеев
Описание всего собрания Рижского мотормузея займёт много времени и, возможно, будет бесполезным, потому что экспозиция постоянно меняется и обновляется. В прибалтийских сараях иногда находятся останки уникальных автомобилей, которые после реставрации рижскими мастерами попадают в выставочные залы в Биккерниеки и Бауске. Некоторые из них остаются здесь долго, другие разъезжаются по миру. Экспонаты продаются, покупаются, реставрируются. Мотормузей, подобно живому организму, постоянно обновляет часть своих экспозиций. Поэтому, даже если посещать его каждый год, всегда найдётся что-то новое.

Фото: Владимир Маккавеев

Пожарный грузовик Magirus-M45, выпущенный в 1935 году, был тяжёлым автомобилем с пожарным оборудованием и 30-метровой лестницей.

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Коллекция моториз истории в Кремле уникальна на весь мир. В Риге выставлены автомобили Сталина, Горького, Хрущева и Брежнева.
Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Классический автомобиль Auto Union Type C/D. Фотография Владимира Маккавеева.

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев