Мотофристайл. Им бы в небо
Мотофристайл. Им бы в небо
Мотофристайл — сравнительно новый вид мотоспорта в России, появившийся в 2004–2005 годах, а его истоки лежат в США, где он возник в 1990-х. Несмотря на это отставание по времени, российские спортсмены добились заметных успехов на международной арене: Владимир и Михаил Ярыгины, Николай Иванков из команды Adrenalin Rush Ferz, Алексей Колесников — участник турнира Red Bull X-Fighters, и другие. Нашим удалось пообщаться с ребятами из Adrenalin Rush Ferz и узнать больше об этом захватывающем, красивом и опасном виде спорта.

Приветствую всех! Давайте начнём с разведки. Какое состояние у мотофристайла в России сегодня?
В России пока немного райдеров, способных покорить мировую сцену FMX, но наша команда входит в число лучших российских спортсменов. Тем не менее, мотофристайл всё больше набирает популярность.
В России одним из самых известных шоу по FMX является Adrenaline FMX Rush. Летом текущего года выступления прошли в Ярославле, Красноярске, Новосибирске, Перми, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде и Москве, где мы выступали на авиасалоне МАКС-2013. Это было удивительно! Такое количество людей приходит посмотреть и поддержать нас, что заряд эмоций длится до следующего тура!
«Супермен» с акцентом на работу ног, словно ножницы. . Фото: Adrenalin Rush Ferz
Кто может стать мотофристайлером? Какие требования к нему предъявляются и сколько это обойдется?
В мотогонках фристайла может попробовать себя любой, кто интересуется этим видом спорта. Требуется подготовка в мотокроссе — это основа для успешного развития в FMX. Кросс даёт необходимые навыки для мастерства в FMX.
На старте потребуется около двухсот тысяч рублей на б/у кроссовый мотоцикл и экипировку. Тренироваться можно безвозмездно, например, в нашей школе или на российских кроссовых трассах. Для мирового уровня нужны серьезные инвестиции: в мотоцикл, его тюнинг, зарубежные тренировки в межсезонье. В мотокросс обычно начинают с пяти-шести лет, чтобы иметь шанс на профессиональное будущее.
А какой мотоцикл нужен мотофристайлеру?
Нужен кроссовый мотоцикл. Катаемся на двухтактных Yamaha YZ250, считаем их сейчас лучшим вариантом для мотофристайла. Для начала можно купить стандартный мотоцикл и начать прыгать. Стоимость его около 300 тысяч рублей, но при повышении уровня катания потребуются доработки: высокий руль без перекладины, отверстия в боковинах для выполнения трюков с захватами, более жесткая подвеска, специальные рычаги на руль для выполнения трюков в сальто и так далее.
Фото: Adrenalin Rush Ferz
Что собой представляют тренировки? Чем занимаются во время работы над сложными элементами?
Спортсмен сначала много времени тратит на трассе для мотокросса, совершенствуя своё мастерство вождения мотоцикла. Затем устанавливают рампу практически у приземления. Важно детально объяснить все фазы прыжка (разгон, подьезд на рампу, полет, приземление), только после этого спортсмен может начать тренироваться. Самое главное – не спешить. Постепенно, от тренировки к тренировке, рампа отодвигается всё дальше, до расстояния 21 метр – принятого для выполнения трюков.
Начинают с простейших элементов: например, heel clicker (райдер без ногами в полете) или no hand (без рук). Сальто требует много времени и усилий — это больше психологический трюк, чем технический. Лучше отрабатывать его над ямой с поролоном, а все остальное — сразу на землю.
Для достижения успеха требуется постоянное практикование, почти каждый день. Но важно также выделять время для физической подготовки на батуте и в спортзале, а также для тренировок по мотокроссу.
Зрителям больше всего нравятся сальто назад, горизонтальное вращение мотоцикла, райдер в полете полностью отрывается от мотоцикла и тело райдера перпендикулярно мотоциклу, руки на руле, ноги в воздухе.
Rock Solid — «Скала». Фото: Adrenalin Rush Ferz
Как же избежать падений и серьезных травм?
Следует внимать тренеру и выполнять его указания. Не торопиться. Тренироваться необходимо постоянно. Чем больше тренировок, тем лучше получается прыгать, чувствовать мотоцикл и своё тело, тем меньше падений. Расслабляться нельзя. За всю историю мотофристайла погибли около пяти человек, в последние годы смертей становится больше. Это связано с тем, что трюки становятся всё сложнее, а мотофристайл не прощает ошибок.
Сколько лет может занимать профессия мотофристайлера?
Различно. Нужно держать это внутри, тогда можно прыгать и в 45.
Вы занимаетесь мотофристайлом как профессией, или же получаете доход от другого занятия?
Мотофристайл — наша основная профессия. Большую часть времени проводим со мотоциклами. Параллельно занимаемся собственными спортивными проектами. Николай Иванков с приятелем владеет интернет-магазином запчастей и экипировки. Владимир Ярыгин имеет бренд одежды, также ведет тренерскую работу.
Как представляете себе будущее развития мотофристайла в России и остальном мире? Все уже приемы освоены, или остается место для новых идей?
Человек — существо привыкающее ко всему и всегда готовое двигаться вперед. Мы считаем, что пределов развития нет — выдумывай и выполняй, если не боишься. За восемь лет развития мотофристайла в России не очень многие отважились попробовать себя в этом виде спорта, но прогресс есть, и будем делать все, чтобы красивый спорт не заглох.
Double grab — «Двойной захват». Фото: Adrenalin Rush Ferz
Фото: Adrenalin Rush Ferz
Сборная Adrenalin Rush Ferz готова к соревнованиям. . Фото: Adrenalin Rush Ferz
Deadbody — «Труп». Фото: Adrenalin Rush Ferz