Мотоциклы «Восход»: от немецких истоков к российскому упадку


Некоторые обладатели мотоциклов «Ковров» заявляют, что с правильной настройкой техника превосходит «Минск» по надежности.

Изображение: img.freepik.com

Насколько хороши «ВосходыРедакция сайта today узнает о других мотоциклах из Коврова и сравнит их с минскими моделями.

Первый серийный – К-125


Изначально завод имени Дегтярёва специализировался на производстве оружия. Выпуск мотоциклов начался после 1945 года как вспомогательный вид деятельности для получения дополнительного дохода и полного использования производственных мощностей.


Заводчанам не было опыта в производстве двухколёсной моторизированной техники. Несколько немецких специалистов и оборудование из Германии помогли запустить выпуск первого ковровского мотоцикла К-125. Это, по сути, копия DKW-RT125 немецкого производства.


К-125 отличался простотой конструкции. С точки зрения современности, он больше напоминает велосипед с двигателем.
Хотя это мотоцикл без педалей, с массивной рамой, передней вилкой и другими характерными особенностями. Модель была одноместной, но никто не запрещал перевозить пассажира на багажнике. Последний был жестким, но жалоб на него не поступало.


Модель К-125 комплектовалась одноцилиндровым двухтактным двигателем воздушного охлаждения. Мощность его составляет 4,25 л.с., что мало по нынешним стандартам. Зато расход масляно-топливной смеси невелик – в среднем 2,5 литра. Максимальная скорость достигает 70 км/ч. К особенностям можно отнести отсутствие амортизаторов как спереди, так и сзади.


Производство К-125 шло с 1946 по 1952 год. Позже вышла модернизированная версия под индексом К-125М, выпуск которой продолжался до 1956 года. Модель отличалась амортизирующей передней телескопической вилкой, цельным рулем из одной трубы, новым запираемым на замок инструментальным ящиком и другими незначительными изменениями, такими как резиновые накладки на бензобак для коленей.

Первый комфортный – К-55


В 1955 году выпускается новая модель – К-55. Мотоцикл куда комфортнее предыдущего и получил маятниковую заднюю подвеску. Например, водитель К-125 испытывал амортизацию только от пружин под сиденьем.


Мощность двигателя увеличилась до 4,75 л. с. благодаря новому карбюратору (с прежних 4,25 л. с.). Это позволило мотоциклу разгоняться до 75 км/ч. Выпуск К-55 продолжался всего два года – с 1955 по 1957 годы. Инженерам Завода имени Дегтярёва понравилась модернизация техники, и они решили выпустить новую модель.

Последний на 125 см3 – К-58


В 1957 году вышла следующая модель мотоцикла. Её отличительной чертой стало усовершенствованное электрооборудование и ряд технических улучшений двигателя, позволивших увеличить мощность агрегата до 5 лошадиных сил, пусть и незначительно.


В 1960 году производство К-58 прекратили. Некоторые считают, что эта модель заводу не была необходима, так как ещё до её запуска, в 1956 году, дебютировал К-175. Новый мотоцикл только начали осваивать и выпускали несколько лет небольшими партиями. Поэтому К-58 позволял поддерживать объемы производства.

Прадедушка «Восхода» – К-175 «Ковровец»


Первый мотоцикл с собственным именем – «Ковровец». С 1956 года ЗиД и Минский мотоциклетно-велосипедный завод разошлись. В БССР выпускали модернизированные версии немецких DKW-RT125, а в Коврове больше не производили модели объемом более 125 см3.


К-175 был оснащён двигателем объёмом 175 см3. Мощность его возросла по сравнению с К-58 до 8 л. с., что позволило байку разгоняться до 80 км/ч. Внешний вид стал более солидным. По дизайну ковровские инженеры явно следовали моделям Иж.


До 1959 года производили оригинальный К-175. Затем появились модернизированные версии с буквами «А», «Б» и «В». Самая последняя из них имела мощность 9,5 л.с. и разгонялась до 85 км/ч. Производство этой модели продолжалось до 1965 года.

«Восходы»


Легендарный мотоцикл появился в 1965 году и выпускался до 2002 года. В Советском Союзе собирали мотоциклы по версии Восход 3М. С 1993 года, уже в России, с конвейера сходили модификации с индексом 3М-01.


Первый «Восход» оснащался двигателем объемом 175 см3 мощностью 10 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 95 километров в час, производство модели продолжалось до 1971 года.


Восход-2 модернизировался внешне: стал более современным с новыми фарами. Мощность мотора увеличилась незначительно — с 10 до 10,5 лошадиных сил. Производство модели продолжалось до 1977 года.


Мотоцикл «Восход-2М» был оборудован силовым агрегатом мощностью 14 лошадиных сил, позволявшим ему разгоняться до 105 км/ч. Такой результат достигнут за счёт модернизации двигателя и установки нового карбюратора. Вместе с тем, декомпрессора на мотоцикле больше не было.


Выпускались с 1979 по 1993 год модели Восход-3 и его модификация 3М. Изменения коснулись внешнего вида, который стал более современным. Мощность двигателей сохранилась на уровне 14 л. с. Фанаты марки надеялись, что завод ЗиД перейдет к выпуску четырёхтактных моделей, но этого не произошло. Впрочем, конкуренты из Минска и Ижевска тоже не смогли модернизировать производство.


Производство мотоциклов Восход-3М-01 велось малыми партиями с 1993 по 2002 год. На эти устаревшие модели спроса практически не было из-за появления на рынке японских подержанных моделей.

Откуда байки о ненадёжности «Восхода»?


Главная трудность ковровских мотоциклов – более сложная конструкция по сравнению с «Минсками». Вторым фактором является дешевизна «Восхода», стоивший около 450 рублей. Из-за этого часто приобретался молодыми парнями в сельской местности, которым хотелось ездить, а не заниматься ремонтом мотоциклов.


У «Восходов» была одна заводская проблема – зажигание. Для бесперебойного передвижения его нужно было отрегулировать сразу после покупки.


Мотоцикл «Восход» сейчас продаётся от пятнадцати тысяч рублей. В таком случае его состояние будет очень плохим. Комплектные модели стоят минимум пятьдесят тысяч.

Справка

ОАО «Завод им. В. А. ДегтярёваРоссийский завод по производству военной техники — главная фабрика города Коврова.

Ранее наш портал рассказывалКак советские специалисты доработали немецкий образец – ИЖ-49.

Фото: YouTube