Москвичи – рекордсмены: суперкары из СССР
В Советском Союзе не делали спортивных машин для обычных людей. Другое дело автогонки – здесь талант наших конструкторов раскрывался в полную силу и из обычного «Москвича» они могли сделать настоящий суперкар
Сразу после окончания Великой Отечественной войны начал возрождаться и отечественный автоспорт. Так, уже в 1946 году в Москве прошли первые соревнования на экономию топлива, а вслед за ними стартовали и гонки на скорость. И весьма показателен тот факт, что возрождался автоспорт не только из-за наличия в СССР энтузиастов этого направления, а во многом благодаря поддержке автомобильных заводов. И в этом нет ничего удивительного, ибо узлы и агрегаты, испытанные в жестких условиях гонок, вполне могли стать надежными комплектующими для серийных моделей. И не случайно идеологами спортивного направления на крупнейших автомобильных заводах СССР зачастую становились их руководители. Примером подобного сценария может стать история создания в экспериментальном цехе Московского завода малолитражных автомобилей спортивных моделей «Москвич» Г-1-405 и Г-2-405.
В 1949 году главным конструктором МЗМА стал Александр Андронов, человек , любящий и пропагандирующий автомобильный спорт. Подобрался и соответствующий коллектив единомышленников, среди которых были начальник экспериментального цеха (в 1958 году ставший заместителем главного конструктора) Игорь Гладилин и моторист Игорь Окунев. И в 1955 году под руководством Игоря Гладилина был построен гоночный автомобиль «Москвич» Г-1-405 с лонжеронной рамой из 89-миллиметровых труб, алюминиевым кузовом (с лобовой площадью всего 0,65 м2 ) и открытыми колесами. В шасси были использованы серийные элементы 401-го «Москвича»: передняя независимая подвеска и задний мост с продольными листовыми полуэллиптическими рессорами. В качестве силового агрегата – 4-цилиндровый экспериментальный форсированный 405-й мотор с объемом 1097 см3, выдававший 70 л.с. при 5500 об/мин. В системе питания – четыре мотоциклетных карбюратора. Мотор был агрегатирован с 4-ступенчатой коробкой передач. Двигатель располагался непосредственно за сиденьем гонщика, а за ним находился 120-литровый бензобак. Благодаря небольшой массе, даже относительно маломощный мотор позволял этой модели развивать впечатляющую по тем временам скорость – 191 км/час. Чтобы осадить столь резвую машину пришлось усовершенствовать тормозную систему, разделив ее на два независимых контура: немногие иномарки тогда могли похвастать наличием тормозов схожей конструкции.
А уже на следующий год на базе «Москвича» Г-1-405 Гладилин и Осипов построили рекордно-гоночный автомобиль Г-2-405. Двигатель и подвеска изменений не претерпели, а вот на кузове, для снижения сопротивления воздуха, появились закрывающие колеса крылья. Мощность двигателя была увеличена до 74 л.с. при 5600 об/мин., а максимальная скорость болида, имевшего снаряженную массу в 660 кг, возросла до 223 км/час. На этом автомобиле в 1956 году гонщик-испытатель МЗМА Юрий Чвиров (чемпион СССР 1960 года по ралли, трехкратный, с 1961-го по 1963-й, чемпион СССР по кольцевым автогонкам) установил три всесоюзных рекорда. Среди них рекорд на 50 км со стартом с места (средняя скорость 196,8 км/час) и на 100 км со стартом с места (средняя скорость 192,4 км/час). Для уменьшения сопротивления воздуха во время рекордных заездов кокпит гонщика накрывался алюминиевым фонарем, а крылья задних колес дополнялись аэродинамическими щитками.
Серьезной модернизации автомобиль был подвергнут в 1959 году, и это, в первую очередь, коснулось двигателя – вместо 405-го был установлен агрегат 407Г. Кстати, работу над серийной версией этого мотора так же провела группа под руководством Игоря Окунева и Игоря Гладилина, и в результате из агрегата с нижним расположением клапанов получилась верхнеклапанная версия, снабженная алюминиевой головкой блока цилиндров для модели «Москвич» 407. С объемом в 1358 см3 двигатель имел мощность 45 л.с. при 4500 об/мин. Что же касается спортивной версии, то степень сжатия (путем фрезеровки головки блока) на ней была увеличена до 8,4, мощность возросла до 70 л.с. при 4 800 об/мин. В конструкции двигателя (так же, как и в версии Г-1-405) была использована свободная система выпуска с четырьмя трубами, а в топливной системе применены четыре (по одному на каждый цилиндр) карбюратора К-28. На автомобиле была установлена дуга безопасности, и на его счету несколько стартов в кольцевых гонках, но надежд на успех в этой дисциплине автоспорта у создателей автомобиля не было. Оно и понятно, так как создавался он по идеологии линейных гонок и рекордных заездов. Но свой вклад в разработку серийных «Москвичей» эти автомобили, безусловно, внесли.
Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов выступил с предложением повесить на заднее стекло автомобилей, водители которых не имеют достаточного опыта вождения, специальные знаки, сообщает rambler.ru.
Этот специальный знак должны будут прикреплять автолюбители на свои машины, чей стаж вождения составляет менее двух лет. Никаких ограничений этот знак накладывать не будет, и необходим он будет только для того, чтобы окружающие имели в виду, что за рулем сидит новичок.