Москвич: внедорожник появился до Нивы на два десятилетия.

Внедорожник «Москвич»: на 20 лет раньше «Нивы»

Начало истории внедорожного «Москвича» прослеживается с призывом Хрущева «создать автомобиль для колхозников». Директиву председателя партии моментально услышал руководство советского автопрома, и работа началась. В 1957 году инженеры завода МЗМА (будущего АЗЛК) занялись разработкой первых внедорожных моделей «Москвич-415» и «Москвич-416», с брезентовой и жёсткой крышами. Руководителем проектов выступал заместитель главного конструктора Игорь Александрович Гладилин, один из самых ценных сотрудников завода за всю его историю.

Основные узлы и агрегаты автомобиля были унифицированы с 410-м «Москвичом». Модель планировалось оснастить двигателем «Москвича-407» мощностью 45 лошадиных сил. Рама и кузов построены заново. Автомобиль имел короткую базу (2030 мм) и высокий клиренс (220 мм), обеспечивая ему хорошую геометрическую проходимость. Дизайн «Москвичей» 415 и 416 был выполнен в стиле американского «Willys», как и у большинства внедорожников того времени: Toyota Land Cruiser, Fiat Campagnola или Land Rover. Такое сходство иногда приводило к неловким ситуациям. В одном из сел УССР на тестовых заездах местные жители заподозрили группу незнакомцев на необычных машинах и сообщили в соответствующие органы.

Первые испытания в Подмосковье начались в 1959 году. Доработанные «Москвичи» проехали по шоссе 5000 километров, столько же по булыжнику, 2000 – по городу и 7000 — по полевым и лесным дорогам. Так конструкторы стремились воссоздать пропорции наиболее вероятных условий эксплуатации машины. Внедорожник, хоть и не без мелких проблем, всё же справился со всеми испытаниями. «Москвич» чудесно выбирался из грязи, преодолевал брод глубиной до 600 мм, мог осилить 31-градусный подъём, на шоссе разгонялся до 106 километров в час и, в зависимости от условий расходовал от 10,4 до 19 литров топлива на 100 км пути. В особо тяжёлых условиях 45-сильный двигатель работал с чрезмерной нагрузкой, а из-за неэффективных амортизаторов бывало ломались рессоры; рама с кузовом тоже нуждались в усилении. Но в целом, 415-й и 416-й «Москвичи» справились и получили хвалебные отзывы в советской прессе.

Доработка внедорожного Москвича продолжалась, но в 1960 году стало понятно, что для серийного производства необходимо расширять конвейер. Завод был перегружен «четырьмя семью», которые тогда приносили большой доход за счёт поставок в другие страны. Несмотря на это, конструкторы продолжали совершенствовать модель. Хорошим толчком послужило появление 75-сильного двигателя Москвича-412. Полноприводный Москвич стал заметно быстрее и мощнее, но теперь требовалась доработка трансмиссии. Проект постепенно угасал и вскоре был официально закрыт. Во время перестройки автомобиль чуть было не пережил второе рождение: наверху вновь заинтересовались полноприводными машинами и на московский завод приехала делегация чинов из министерства.
Денежные средства были выделены для восстановления машины, но ажиотаж поутих, и внедорожный Москвич ушёл на покой — навсегда.
