«Москвич»: революция или обман?

Возвращение «Москвича»: реальность или мечта? В этом году планируют запустить его производство. Каким будет модернизированный вариант знаменитого автомобиля?
В мае 2022 года министры и другие чиновники делали громкие заявления о российском автопроме. Сергей Собянин, сообщивший о смене ориентации московского завода Renault, перекрыл всех остальных. После ухода французов и возврата в государственную собственность стало понятно: чиновники сразу же заявлять будут о производстве новых автомобилей под именем «Москвич». Так и случилось. Вернее, производства нет, но споры о названии не ведутся. Но смена ориентации – серьезный процесс: столичный мэр заявил, что «Москвич» станет… электрическим!

Заявление для политика уровня г-на Собянина вполне обыденно. Вне всякого сомнения, оно привлекло к нему внимание. Чем амбициознее задача, тем сильнее финансовые потоки, которые можно привлечь для ее решения. Будет ли она решена – непонятно. Где, например, в России сейчас найти автомобильный электродвигатель? Возможно, это и не так важно. На вырванные из контекста слова «Москвич, электромобиль, новый» люди, помнящие магазины «Березка» и доллар по 60 копеек, уже пускают слюни.
Если вспомнить эксперименты столичного руководства с заводом четверть века назад, настроение портится. «Юрий Долгорукий», «Князь Владимир», «Калита» – предприятие прошло все этапы. Время пыль в глаза было возможно, но затем все завершилось так, как и следовало. В итоге АЗЛК больше нет – есть то, что вчера называлось Renault. Но откуда там взяться электромобилю?

Вариантов несколько. О собственных разработках с нуля речи не идёт – нет наработок, ни времени. Да и желания, полагаю, тоже нет. Муссируются слухи о том, что в качестве базы электромобиля «Москвич» 2022 будет использована… разработка КАМАЗаЭто совсем не та модель, которую можно будет выпускать завтра. Изначально планировалось создать ее совместно с европейской компанией – сегодня об этом не говорят. Кому нужен компактный трехдверный смарт-кроссовер – вопрос открытый. Возможно, только для каршеринга. А про обещанные рабочие температуры в минус 50 как-то неловко спорить. Ехать поедет, но далеко ли уедет?
Для электромобиля «Москвич» рассматривается вариант с использованием китайской модели. Производитель и модель уже выбраны. Осталось лишь изменить эмблему – и можно будет объявлять о возрождении завода. Главным соперником такого варианта станет … называют Бренд JAC Motors сотрудничает с КАМАЗом, поэтому возможности для совместных проектов есть. В целом, если где-то и производится продукция по выпуску электромобилей, то именно в Китае – иного варианта нет.

Называть такой проект возрождением «Москвича» — всё же несерьёзно. Будет презентация, перерезание ленточки, присутствие первых лиц, а вот насчет остального – трудно поверить. Даже если процесс пойдёт, доля китайских комплектующих составит при этом процентов 90, а может и больше. А что делать нам? Приклеивать отечественные шильдики?
Недоброжелатели утверждают, что новый электромобиль «Москвич», собираемый рядом с Кремлем, — это лишь способ отвлечь внимание от переговоров о земле под заводом. Производство такой техники в таком месте кажется экономически нецелесообразным, ведь расстояние до Кремля меньше десятка километров. Вполне логичнее было бы говорить о производстве чего-то подобного в Набережных Челнах, но тогда теряется идея возрождения «Москвича».

С точки зрения инженера нужно обратить внимание на «электрические» вопросы, решения которых пока отсутствуют. Электромобиль можно собрать – это давно доказано. С относительно малым пробегом на одной зарядке можно смириться: ранние «Москвичи» моделей 407 и 403 также не славились дальностью хода. Электрические батареи можно купить за пределами страны, но как обеспечить зарядку, сопоставимую по времени с заправкой бензина? Зарядка длится часами – даже при заряде на 80%. Такой электромобиль будет дольше заряжаться, чем ездить – кому он нужен? Даже в каршеринге нет подходящих условий: принцип «Сел и поехал» здесь главный. Кому же нужен такой транспорт?
Похоже, что никому.