«Москвич-408 «Турист»: ностальгия по советской эпохе и автомобиль, ставший легендой
И выпущены они были в недостаточном количестве, чтобы удовлетворить спрос на них. Однако в Советском Союзе существовали и настоящие купе.

Мы не говорим о «Запорожцах», которые, несмотря на свои особенности, столкнулись с необходимостью упрощения производства и недостаточной прочностью кузова. Редакция автомобильного портала autotry.ru расскажет о стильном купе «Турист», разработанном на базе Москвича-408. Этот автомобиль планировали запустить в серийное производство, однако это не удалось…
Глобальная модернизация
В 1961 году Волжский Автозавод ещё не существовал даже в планах. Для населения легковые автомобили производились всего двух марок: «Москвич» и «Запорожец». Строительство Ижевского завода, как и Волжского, планировалось к реализации через несколько лет. «Волги» производились, безусловно, но это были автомобили, недоступные широкому кругу покупателей. Их никогда не продавали в свободной продаже, а распределяли по утверждённым нормам.
Таким образом, возникла необходимость наращивания производства бюджетных автомобилей. «Запорожцы» не пользовались популярностью у населения, а завод испытывал дефицит технической базы для создания новой модели. В то же время, МЗМА располагал не только ресурсами, но и большим коллективом инженеров-конструкторов, стремившихся выпустить в производство автомобили с инновационными решениями.
В период с 1961 по 1980 год предусматривалась масштабная реконструкция и увеличение объемов производства не менее чем на 60%. Несмотря на кажущуюся невероятности, в те годы автомобили «Москвич» успешно приобретали в странах Западной Европы. Значительная часть, половина, выпускаемых автомобилей экспортировалась, принося валютную выручку для государства.
В 1961 году Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) перед собой поставил две ключевые задачи. Первоочередной задачей являлась разработка двигателя рабочим объёмом 1,5 литра. Второй задачей было начало серийного производства Москвича-408, причем речь шла о создании не только седана, но и целого семейства автомобилей.
Спортивное советское купе
Планировалось, что Москвич-408 будет выпущен и в кузовных версиях фургона и универсала. Однако наиболее привлекательной должна была стать двухдверное купе с возможностью снятия крыши.
Автомобиль не соответствовал советским представлениям о ценностях. В связи с этим, в сопроводительной документации сразу же указали, что основная масса машин предназначена для экспорта. А в Советском Союзе подобные «Москвичи» могли бы использоваться в прокатах в южных республиках.
Изначально планировалось, что купе станет последним в серии, поскольку ожидался наименьший спрос на него. Автомобиль будет оснащён двигателем объёмом 1,5 литра. Этот двигатель позволит развить скорость до 135 км/ч.
В начале 1960-х годов Хрущёв начал развивать в стране систему автомагистралей. Это рассматривалось как один из этапов построения коммунизма, при котором автомобили станут общественным имуществом и доступны для использования всеми желающими. Однако, только для краткосрочных поездок. Идеальным вариантом для прогулочных поездок считалось купе.
Хитрость главного конструктора
В Советском Союзе запуск в производство полноценного и привлекательного купе оказался сложной задачей. Поэтому главный конструктор Андронов прибегнул к ухищрению. В те годы седаны не допускались к участию в спортивных соревнованиях, поэтому инженер представил вышестоящему руководству предложение о том, что модель послужит базой для создания гоночных автомобилей».
Не в этом заключалась главная проблема. Основной целью конструктора Андронова было налаживание серийного производства двигателя объемом 1,5 литра и позиционирование «Москвичей» в более престиментном классе автомобилей. Купе «Турист», получившее такое название, наилучшим образом соответствовало этим задачам. Кроме того, оно воспринималось как спортивное.
Особенности модели
Проектирование кузова для двухдверного Москвича-408 стартовало в 1963 году. К этому моменту были созданы не только опытные образцы седанов, но и универсалы, а также фургоны. Разработку «Туриста» поручили конструктору Веселову.
Несмотря на то, что автомобиль позиционировался как купе, его кузов больше соответствует типу тарга, так как он оснащён съёмной жёсткой крышей. В качестве дополнительной опции предполагалось предложить и складной тент. Происхождение подобной конструкции остаётся неясным, однако высказывается предположение, что это решение было заимствовано у модели Floride французского производителя Renault.
Оказалось, что кузов седана Москвич-408 не обеспечивал необходимой жёсткости для создания купе типа тарга на его основе. Поэтому потребовалось усилить конструкцию с помощью дополнительных лонжеронов.
Опытные модели
В конце 1963 года были выпущены первые два экземпляра Москвич-408 «Турист». Несмотря на внешнее сходство, эти автомобили имели существенные различия.
Первый образец был изготовлен полностью из стали. В качестве основы использовали готовый кузов Москвича-408, прошедший переделку. Разумеется, шасси также было стальным, но с усилением за счет х-образных лонжеронов.
Второй образец оказался значительно интереснее. Для изготовления кузова была применена алюминиевая конструкция. Это могло повлечь за собой настоящую революцию в советском автомобилестроении. Потребители желали обладать автомобилем, который не будет подвержен коррозии на протяжении десятилетий.
В отношении двигателей, ни один из опытных образцов не был оснащён 1,5-литровым мотором, который изначально предполагалось установить. В 1963 году такого силового агрегата попросту не было в наличии. Поэтому пришлось использовать имевшиеся двигатели объёмом 1,35 литра, причем это были экспериментальные образцы.
Почему не пошёл в серию?
Первоначально планировалось выпустить седаны Москвич-408 в 1963 году. Однако из-за срыва сроков, модель дебютировала уже в 1964 году.
Согласно намеченному плану, последующие годы были посвящены созданию и организации серийного производства фургонов и универсалов. Одновременно началось производство автомобилей для экспорта, включая праворульные версии, предназначенные для английского рынка. Также были созданы специализированные медицинские автомобили, построенные на базе шасси Москвич-408.
Производство нового двигателя объёмом приблизительно 1,5 литра и мощностью 75 л.с. было начато только в 1966 году. Это был двигатель УЗАМ-412, который выпускался до 2001 года. Казалось, запуску в серию «Туриста» уже ничего не может помешать.
Купе не нужно
в 1967 году на заводе АЗЛК стартовало производство новой модели – Москвич-412. Это стало важным событием, однако оно ознаменовало собой прекращение выпуска стильного купе с откидывающейся крышей. Вместе с тем, появление новой платформы открывало возможности для создания спортивного автомобиля. Особенно учитывая, что «Турист» был выпущен лишь в двух экземплярах.
К 1967 году обстановка в Советском Союзе претерпела изменения. Прежде всего, три года назад прекратили работу автомастерских по обслуживанию легковых автомобилей, поскольку они оказались нерентабельными. Кроме того, планировалось выпускать до 200 автомобилей ежегодно. Создание новой версии не представлялось экономически целесообразным. И, наконец, идею автомобиля для досуга, считавшуюся «буржуазной», признали излишней для советских потребителей.
Так Москвич-408 «Турист» так и не получил широкого распространения, сохранившись лишь в виде нескольких сохранившихся образцов. Интерес к нему проявила европейская компания Scaldia-Volga S.A., которая даже рассматривала возможность поставок двигателей Ford. В настоящее время отдельные энтузиасты иногда переделывают Москвич-408 в купе, что вызывает сожаление, поскольку крыша не является съемной…
СправкаМоскви́ч-408 — советский заднеприводный автомобиль, относящийся ко II группе малого класса и представленный в кузове седан, а также в различных других модификациях.
Ранее мы писали про редчайший «Москвич-408» 1967 года продается по цене гаджета.
Фото: br.pinterest.com, Youtube