Москвич-2150: городской внедорожник

Москвич 2150. Московский джип

Перед рассказом о внедорожнике Москвич 2150 обратим внимание на его предшественников: Москвич 415 и Москвич 416. Четырнадцатую модель разработали и изготовили во второй половине пятидесятых годов. Это была модификация знаменитого американского Виллиса.

Рамная конструкция, компактные размеры, отличная геометрическая проходимость, простота и надежность — всё осталось прежним. Неудивительно, что после интенсивных испытаний автомобиль признали перспективной разработкой. Чуть позже приняли решение модернизировать и улучшить модель. Спустя несколько лет появился Москвич 416, который также отлично прошёл все испытания.

Несмотря на успешные заводские испытания, машина не поступила в производство. предприятие, получив заказы на легковушки для экспорта, сосредоточилось на получении валюты для страны. Спустя почти десять лет, когда правительство заинтересовалось созданием перспективного компактного отечественного внедорожника, вспомнили об удачных разработках с индексами 415 и 416. На их основе был разработан проект Москвич 2150.

Автозавод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), бывший МЗМА, стал разработчиком автомобиля.
Из трех претендентов — Москвич-2150, ВАЗ-2121 «Нива» и ИЖ-14, «Нива» получила преимущество благодаря своей прогрессивности. Поэтому ожидалось, что для нового внедорожника, продолжающего традиции моделей 415-ого и 416-ого, построенных на узлах и агрегатах 408-го Москвича, донором станет 412-й. Действительно, многие детали и агрегаты были позаимствованы у этого седана и у более продвинутой модели Москвич 2140.
Как и предшественники, машина имела рамную конструкцию для надежности. Мосты с разгруженными полуосями крепились на рессорах по той же причине.
Для того чтобы внедорожник мог эксплуатироваться в отдаленных районах, степень сжатия двигателя уменьшили, чтобы он мог работать на низкокачественном бензине марки 76. Для увеличения запаса хода машина была оснащена не одним, а двумя бензобаками, теоретически позволяющими проехать пятьсот километров до ближайшего населенного пункта или полевого поста с топливом, как у УАЗов.

Ввиду планируемой эксплуатации автомобиля вдали от авторизованного сервиса конструкторы сократили количество необходимых профилактических и ремонтных операций.
С этой целью уменьшили число точек смазки до шести. Система охлаждения была заполнена антифризом вместо воды, которая небезопасна при зимних температурах. Для облегчения эксплуатации в холодное время машина комплектовалась предпусковым подогревателем.
В целях повышения устойчивости и управляемости база и колея Москвича 2150 были увеличены по сравнению с предыдущими версиями машины.
Для реализации внедорожного кредо Москвича 2150, который предполагал частые грязевые ванны, все четыре колеса оснастили барабанными тормозами для защиты механизмов и повышения надежности.
С целью повышения внедорожного потенциала для 2150 предусматривался дифференциал повышенного трения с принудительной блокировкой сзади и двухскоростная раздаточная коробка, объединенная с основной коробкой передач. Для тех же целей магистраль выпуска проложили не по центру, а по правому борту.
Колеса Москвича 2150 также были разработаны для бездорожья: штампованные диски не забивались грязью и снегом, а покрышки имели развитые грунтозацепы. Машина оснащалась даже эксклюзивным валом отбора мощности, подключенным к раздатке, который позволял активизировать дополнительное оборудование, например, насос или бур.

Просторный, но не роскошный салон московского джипа вмещал простые и надежные кресла с регулировкой по длине. Пассажирские лавки вдоль бортов можно было поднимать вверх и фиксировать для перевозки грузов большой формы. Вход в салон сзади осуществлялся через заднюю дверь.

Чтобы уменьшить нагрузку на автомобиль при частой эксплуатации, запасное колесо установили на правый борт кузова. В итоге машина получилась интересной, что признали не только гражданские эксперты, но и военные чиновники. На заводе серьезно обсуждались планы выпуска до шестидесяти тысяч автомобилей в год. Но Москвичу 2150 не суждено было встать на конвейер. Преимущество более прогрессивной «Нивы» привело к тому, что дело ограничилось лишь парой ходовых образцов.