Мочевина в дизельном топливе: зачем и как обойти систему AdBlue

Первое появление сообщения на эту тему в печати вызвало сомнения у многих, которые приняли его за шутку. Однако разработчики дизелей воспринимали это всерьез.
Дизельные двигатели давно вызывают недовольство партии зеленых из-за высокого уровня выбросов вредных веществ, в частности оксидов азота. С усилением экологических требований инженерам приходилось искать новые способы нейтрализации этих соединений. В результате была разработана технология селективного каталитического восстановления оксидов азота (SCR), для которой требуется раствор мочевины, именуемый AdBlue.
AdBlue — это зарегистрированный товарный знак, обозначающий раствор мочевины в деминерализованной воде.
Это компонент реакции восстановления безвредного азота из его окислов. Жидкий реагент подаётся в выхлопную систему автомобиля и преобразует оксиды азота в водяной пар и азот при взаимодействии с отработанными газами. Без этой технологии дизельные автомобили не могут соответствовать экологическим стандартам выше протокола Евро-5.
Смесь чудо-средства для дизеля состоит из 32,5% очищенной мочевины (диамида угольной кислоты) и 67,5% деминерализованной воды. Состав AdBlue нельзя путать с обычной мочевиной, применяемой в качестве удобрения, кормовой добавки для животных или в медицине. Первыми внедрившими это средство в серийное производство грузовиков, автобусов и легковых автомобилей стали инженеры Daimler AG.
Жидкость AdBlue заливают в специальную емкость, обычно оснащенную обогревателем для предотвращения замерзания раствора мочевины при отрицательных температурах. Кристаллизация раствора наступает уже при -11 °С. Горловина бака для AdBlue расположена на автомобилях в разных местах: под лючком бензобака, в багажнике или под капотом. С помощью форсунки и смесителя реагент под давлением от 4,5 до 8,5 бар распыляется, после чего происходит дезактивация окислов азота до водяного пара и свободного азота. На легковушке одной заправки хватает примерно на 20 000 километров пробега.
Можно ли ездить без мочевины? Да, можно: контроллер переведет двигатель в аварийный режим, снизив его мощность примерно до 40%. Расход топлива при этом увеличится. Однако люди часто желают сэкономить на AdBlue и отключают систему самостоятельно, не заливая мочевину. Самый простой способ – впаивание вместо датчика температуры резистора, который выдаст управляющей электронике сигнал о замерзании жидкости. В результате подача мочевины прекращается. Но подогреватель будет работать постоянно, изнашиваясь и тратя энергию зря. На новых дизелях этот метод не работает. Более совершенный способ – «обманка», имитирующая исправную работу системы, которую можно заказать в восточной стране. Самый совершенный способ – обращение к чип-тюнерам, которых много у нас. Такой метод позволяет отключить элементы системы, удалить ошибки и снять ограничение мощности. В зависимости от марки автомобиля процесс считывания и записи прошивки выполняется либо через разъем OBD2, либо при разборе блока управления.
Все подобные действия незаконны и вредят окружающей среде.
Можно попытаться оправдать их только в случае крайней необходимости – когда денег на ремонт нет, а ехать всё же нужно. Но отключать исправную систему, чтобы сэкономить на AdBlue – это неприемлемо.
Отключение AdBlue может привести к потере гарантии на автомобиль, так как любые изменения конструкции машины её аннулируют. Владельцы, решившиеся на отключение системы, могут столкнуться с высокими расходами на ремонт при возникновении других проблем. Также возможен отказ в обслуживании автомобиля в случае обнаружения отключенной системы.
