Многоколёсные вездеходы СССР из клуба 8х8

Клуб 8х8: многоколёсные вездеходы СССР
ЯГ-12
ЯГ-12 — первый в СССР и один из первых в мире грузовой четырёхосный автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 8×8. Уже на чертежах ЯГ-12 представлялся последним словом советского автостроения, вершиной отечественной инженерной мысли. Изготовление деталей и сборка заняли около трёх месяцев. Автомобиль построили в 1932 году на Ярославском автомобильном заводе на базе трёхосного грузовика ЯГ-10. Впервые машину показали во время праздничной демонстрации на Красной площади 7 ноября того же года. Вместо передней оси ЯГ-10 установлена двухосная тележка, все четыре колеса которой управляемыми и ведущими. ЯГ-12 приводился в движение шестицилиндровым карбюраторным мотором «Континенталь-22R». После успешных испытаний отправили в одну из воинских частей Саратова, и там следы единственного экземпляра машины затерялись. Судьба автомобиля до сих пор неизвестна.

ЗИС-Э134
В 1954 году перед заводом ЗИС была поставлена задача: разработать новый средний многоцелевой четырёхосный автомобиль сверхвысокой проходимости грузоподъёмностью 5-6 тонн. Опытный образец ЗИС-Э134 показал эффективность. Практически не уступая гусеничному тягачу по проходимости и силе тяги, автомобиль обладал рядом преимуществ: высокой скоростью движения по шоссе, большим ресурсом ходовой части и более низкой стоимостью эксплуатации. Испытания позволили определить направления дальнейших исследований. Второе поколение опытного ЗИС отличалось от предшественника водоизмещающим корпусом, отсутствием упругой подвески колёс и наличием водомёта. Из-за смены требований военного ведомства ЗИС-Э134 так и не вышел в серийное производство, но послужил основой для создания более мощного колёсного транспортёра ЗИЛ-135.

ЗИЛ-135
ЗИЛ-135 — семейство советских четырёхосных военных грузовиков, включающее более двадцати модификаций. Разработанный в начале шестидесятых годов как транспорт для буксировки артиллерии, восемьколёсный ЗИЛ экспортировали в ряд стран. Грузовик оснащался двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 лошадиных сил, установленных за кабиной; каждый двигатель вращал колёса своего борта. Кабина из стеклопластика облегчала машину и увеличивала грузоподъёмность. Модель выпускалась до 1993 года, выпуск прервался по политическим причинам в связи с распадом СССР. Установки на шасси ЗИЛ-135ЛМ всё ещё находятся на вооружении в некоторых странах.

МАЗ-537
Курганский завод колёсных тягачей начал выпускать в 1963 году военный четырёхосный седельный тягач МАЗ-537. На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А-525А, расположенный за кабиной (почти такой же устанавливался на танке Т-34). Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Машина выпускалась до 1989 года. Помимо стандартной модели существовало шесть модификаций МАЗ-537: МАЗ-537 Г с лебёдкой, МАЗ-537Д с генератором переменного тока, МАЗ-537Е для работы с полуприцепом общей массой до 65 тонн, МАЗ-537К для установки кранного оборудования, МАЗ-537Л для буксировки самолётов массой до 200 тонн и МАЗ-537А грузоподъёмностью 15 т в кузове и общей массой прицепа до 65 т на шоссе и 30 т на грунте.
