Мини ДжCW против VW Golf GTI: Какой «горячий» хэтч выбрать, пока ещё доступен?

Мини ДжCW против Фольксваген Гольф GTI: какой спортивный хэтч приобрести, пока их ещё можно найти.

В начале моего пути в автомобильной журналистике салоны дилеров были полны «живых» хотхетчей, цена которых не сравнивалась с ценой Boeing. Хотчу пропустить это? Renault Clio RS и Megane RS, Opel Astra OPC и Corsa OPC, Honda Civic Type R, Mini JCW, Volkswagen Golf GTI и Golf R, Ford Fiesta ST, Focus ST и RS, Audi TTS, Seat Leon Cupra, Skoda Octavia RS, Peugeot RCZ… Вам стало грустно? Можно продолжать долгое время и все равно упустить кого-нибудь.

Каждая модель имеет свою группу преданных фанатов. Проведённый в «Инстаграме» опрос показал напряжённую конкуренцию: JCW одержал победу, вырвав её у соперника всего на два голоса при сотнях участников голосования.

Сегодня данный список напоминает перепись исчезнувших моделей. В России остались лишь Mini JCW, исполнение которого нельзя назвать доброжелательным, и Volkswagen Golf GTI, родоначальник класса «горячих» хетчбэков. Mini обновился весной 2021 года. «Гольф» в том же году сменил поколение на восьмое. При более широком ассортименте рынка эти два автомобиля едва ли встретились бы в нашем сравнительном тесте. Они участники одного вида спорта, имеют схожие характеристики моторов и прайс-листы, но выступают в разных весовых категориях.

Изначально планировалось, что с фотографий на вас будет смотреть красный Volkswagen Golf GTI. Светодиодная оптика с полосками, смыкающимися на эмблеме, и туманки в сотах бампера должны были светить своим прищуренным взглядом. Позы должен был принимать автомобиль с полированными 18-дюймовыми дисками с широкими спицами и резиной Bridgestone Potenza S005 с профилем 40. Радовать посадки, но раздражать обилием сенсоров в салоне. Интриговать большим количеством шильдиков GTI и смешить лепестком-селектором трансмиссии…

В GTI устанавливаются колесные диски диаметром 17 дюймов. Колеса на 18 дюймов с расширенными спицами доступны по заказу. Дополнительное оборудование для GTI может стоить почти полмиллиона рублей к базовой цене.

За пять минут в пресс-парке я успел пережить все это. Потом нажал на серебристую прямоугольную кнопку запуска мотора, и… Красками заиграла цифровая приборная панель. Загорелся тачскрин медиацентра. Выхолощенный от физических кнопок салон заиграл светом. Зажглись сенсорные кнопки на руле и сенсорные клавиши климат-контроля. Я остался в недоумении, глядя на эту гирлянду. Ведь от GTI прежде всего ожидаешь сочных звуков мотора и выхлопной системы. Ждешь такого саундтрека, который каждый раз, когда заводишь автомобиль, словно бы говорит: «Эй, парень! Вальнуть не хочешь?» Но у нас тут просто будничное жужжание двухлитрового турбомотора и невзрачный гул от двух довольно крупных выхлопных патрубков.

У салона Golf GTI много поклонников, которые задаются вопросом: где гоночный дух, где наследство в виде клетки на креслах или шарика на рычаге трансмиссии? Преобладающее количество датчиков не только раздражает, но и привносит аскетичность.

Робот DSG DQ381 с парой «мокрых» сцеплений плавно переключает передачи и стремится к седьмой ступени. Турбомотор EA888 evo3 тихо гудит, пока стрелка тахометра колеблется на низких оборотах. Руль легкий, а педаль газа словно игнорирует команды водителя. Шасси, опустившееся на 15 мм по сравнению с обычным «Гольфом», без проблем проходит стыки и ямы. Проезды по неровностям заметны, но не вызывают волнений. Вот это начало беспокоить.

В обычном режиме Golf GTI настолько сдержан и точен, что не удивлюсь, если в списке его создателей окажется Грета Тунберг. «Горячий» хетчбэк, где можно хранить лед. Поняли метафору? Нет, так дело не пойдет! Нахожу в меню медиа-центра спортивный характер, клацаю режимом трансмиссии в S. Робот скинул несколько передач, двигатель, получив антиэкологическую пощечину, подкинул оборотов, руль налился усилием, связь по правой педали улучшилась. Вот теперь хоть какие-то эмоции!

Быстрый старт с двух педалей вызывает улыбку. Полному восторгу мешает небольшая пауза, пока мотор наберет обороты. Но после турбоямы приходит подхват, и все 245 лошадиных сил и 370 ньютонов, пройдя через роботизированную коробку передач и дифференциал с блокировкой, за 6,4 секунды разгоняют хетчбэк до сотни. При этом постоянно мерцает иконка системы ESP. После 100 км/ч «Гольф» не думает сдаваться и легко ускоряется. Теплее!

Управляемость отличная: автомобиль уверенно держит траекторию, рулевое управление четкое – угол поворота колес задается с точностью аптекарской. Нажатие на педаль тормоза, поворот руля в сторону закругления, раннее открытие газа, и Golf GTI входит в поворот, словно танцуя. При снятии газа танец переходит в скольжение задней оси. Удовольствие! Вот теперь драйв!

Через пару дней я полностью привыкаю к GTI. Начинаю воспринимать его синтетический заменитель голоса мотора как норму. Главное, никогда не переключаться в обычный режим. Впрочем, даже если захочешь, не сможешь. Лишний раз прикасаться к тачскрину медиацентра не хочется. А вот с сенсорными клавишами на руле взаимодействовать приходится, даже не собираясь. Неаккуратно положил ладонь на тонкий обод руля — переключил аудиотрек.

Посадка мне нравится, хвалю обзорность и сиденья, но полное отсутствие физических кнопок в московской пробке вызывает только раздражение и непонимание. Ведь еще совсем недавно автомобили концерна Volkswagen Group по части эргономики могли превзойти всех. А теперь даже блок управления светодиодными фарами сенсорный.

Размышления о Volkswagen Golf GTI могли бы закончиться здесь, но вдруг пришло осознание: нужен соперник. Звонок в пресс-парк, оформление бумаг. И вот он — красный, с белой крышей и черными полосками на капоте, с двумя огромными выхлопными патрубками по центру — Mini John Cooper Works.

Открою дверь, усядусь в плотное кресло, брошу сумку на задний диван, замечаю, что за мной места только для… никого! Посадка ниже, но обзорность не хуже, чем в GTI. Интерьер тот же, как и в моих воспоминаниях от последней встречи с JCW в 2015 году. Только вместо аналоговых стрелок спидометра и тахометра на меня смотрит овальный цифровой щиток с посредственной графикой, а вместо «палки» механической коробки торчит джойстик автомата.

Кресла с боковой поддержкой входят в базовую комплектацию, за 18-дюймовые колесные диски потребуется доплата. JCW поставляется с 17-дюймовыми дисками. С опциями цена может достичь 3,8 млн рублей.

Большой круглый «аквариум» медиацентра стоит на месте. Вокруг него кольцо со светодиодами, которое меняет цвет при регулировке климата. Физические кнопки, множество тумблеров — всё здесь. Касаюсь мерцающего красным лепестка запуска мотора, и «Мини» злобно просыпается. После GTI низкое грубое «покашливание» JCW удивляет и растягивает лицо в улыбке. Хотя куда уж больше его растягивать после осмотра мимимишного салона?!

Машины марки Mini всегда радуют красивыми интерьерами.
Продуманность, деталировка и программы индивидуализации служат примером для многих.
В салоне JCW странно смотрится только новый щиток приборки: среднее качество графики и скромный функционал для автомобиля, выпущенного под крылом BMW Group.

Сразу из подземной парковки «заряженный» Mini демонстрирует принципиальную разницу с «Гольфом». Толстый обод руля требует усилий при вращении. Выезжаю на дорогу — удар! Нет, не авария. Просто Mini JCW своим 18-дюймовым колесом Pirelli P-Zero размером 205/40 проехался по стыку, напомнив о своей жесткости. Внешность словно у диснеевской принцессы с наклонностями к БДСМ. Ну что ж, дорогая, встряхнемся!

В обычном или эко режиме двухлитровый турбодвигатель B48 вял. Восьмиступенчатый автомат ZF стремится быть экономным, не позволяя двигателю поднимать обороты и переключаясь на более высокие передачи. Но независимо от выбранного режима, жесткое шасси Mini JCW напоминает о том, что скрывается под экологическими лозунгами.

Я сразу переключаю все на спортивный режим, не тяну время. Милый автомобильчик, которого раньше пропускали вперед, превращается в настоящего зверя, как Марго Робби в роли Харли Квинн из «Отряда самоубийц». Милая — пока не начнет бить по затылку битой. Так и Mini JCW легким нажатием правой педали бьет по затылку креслом.

Бескомпромиссная жесткость позволяет подсчитывать трещины на асфальте и определять пятой точкой дорожный мусор: окурок, пробка от бутылки, фантик… В колее на МКАДе становится страшно. Желание давить на правую педаль никуда не уходит. JCW гипнотизирует, заводит и доводит до состояния потерявшего рассудок игрока в азартные игры. Только в отличие от игровых автоматов, этот горячий хетчбэк умудряется балансировать между точным гоночным инструментом и страстными неаполитанскими разборками любовников.

Руль отзывчив даже к незначительным отклонениям. Дорогу прочитать можно так же, как книгу. Не наблюдается ни малейшего намека на крена. Автомат не столь быстр, как DSG на GTI, но передачи вставляются резко. коленчатый вал непрерывно работает в зоне максимальной отдачи — 231 лошадиная сила и 320 Нм момента. Да, турбированный мотор Mini JCW немного слабее «фольксвагеновского», но этот «британский с немецкой кровью» легче на центнер и быстрее на три десятых секунды. Каждый выезд на нем — взрыв эмоций, труд и… боль.

У обоих моделей двигатели с турбированными четырёхцилиндровыми бензиновыми агрегатами и алюминиевыми головками блока цилиндров.

Десять лет назад, когда моя карьера в автожурналистике только начиналась, я бы ссорился, что именно такой должен быть автомобиль. Юный дух внутри меня все еще гонится за брутальными машинами типа Mini JCW, но для ежедневных поездок тело, огрубевшее за десятилетие безразличием, усталостью, проблемами и лишним весом, просит чего-то более комфортного. Например, Golf GTI. Вот и получается противоречие.