Мини ДжCW против Volkswagen Golf GTI: выбор «горячего» хэтча в условиях его угасания.
Mini JCW против VW Golf GTI: какой «горячий» хэтч купить, пока не стало их слишком мало?
В начале моего пути в автомобильной журналистике дилерские залы полнились горячими хэтчбеками, цена которых не сравнивалась с ценой Boeing. Держитесь за сердце, любители бензина! Renault Clio RS и Megane RS, Opel Astra OPC и Corsa OPC, Honda Civic Type R, Mini JCW, Volkswagen Golf GTI и Golf R, Ford Fiesta ST, Focus ST и RS, Audi TTS, Seat Leon Cupra, Skoda Octavia RS, Peugeot RCZ… Выройте слезу? Можно перечислять долго и всё равно кого-нибудь пропустить.

Сегодня данный список больше напоминает перепись исчезнувших. В России остались только Mini в злобной версии JCW и Volkswagen Golf GTI, родоначальник класса «горячих» хетчбэков. «Мини» обновился весной 2021 года. «Гольф» тогда же сменил поколение на восьмое. При более широком ассортименте рынка эти два автомобиля едва ли встретились бы в нашем сравнительном тесте. Они — участники одного вида спорта, с похожими характеристиками моторов и ценами, но выступают в разных весовых категориях.






Изначально планировалось, что с фотографий на вас будет смотреть красный Volkswagen Golf GTI. Машина должна была светить прищуренной светодиодной оптикой со смыкающимися полосками на эмблеме и туманками в сотах бампера. Модель должна была позировать своими полированными 18-дюймовыми дисками с широкими спицами и резиной Bridgestone Potenza S005 с профилем 40. Радовать посадкой, но раздражать обилием сенсоров в салоне. Volkswagen Golf GTI должен был интриговать множеством шильдиков и смешить лепестком-селектором трансмиссии…

За пять минут в пресс-парке я успел пережить всё это. Нажал на серебристую прямоугольную кнопку запуска мотора, и… Красками заиграла цифровая приборная панель. Загорелся тачскрин медиацентра. Выхолощенный от физических кнопок салон заиграл светом. Зажглись сенсорные кнопки на руле и сенсорные клавиши климат-контроля. А я остался в недоумении, глядя на эту гирлянду. Ведь в первую очередь от GTI ждешь сочных звуков мотора и выхлопной системы. Ждешь такого саундтрека, который каждый раз, когда ты заводишь автомобиль, словно бы говорит тебе: «Эй, парень! Вальнуть не хочешь?». Но у нас тут просто будничное жужжание двухлитрового турбомотора и невзрачный гул от двух довольно крупных выхлопных патрубков.



Робот DSG DQ381 с парой «мокрых» сцеплений плавно перебирает передачи и стремится побыстрее дойти до седьмой ступени. Турбомотор EA888 evo3 (в Европе GTI комплектуется новым мотором evo4) тихо работает, пока стрелка тахометра колеблется на низких оборотах. Руль легкий, а педаль газа не всегда точно передает команды водителя двигателю. Шасси, хотя и занижено на 15 мм по сравнению с обычным «Гольфом», без труда преодолевает стыки и ямы. Проезды по выбоинам заметны, но не вызывают беспокойства. И вот это именно начинает волновать.



В обычном режиме Golf GTI настолько безэмоционален и правилен, что не удивлюсь, если в списке его создателей обнаружию Грету Тунберг. «Горячий» хетчбэк, в котором можно хранить лед. Поняли метафору? Нет, так дело не пойдет! Нахожу в дебрях медлительного медиа-центра спортивный характер, клацаю лепестком трансмиссии в S-режим. Автоматическая коробка передач скинула несколько передач, двигатель подкинул оборотов после антиэкологической пощечины, руль налился усилием, связь по правой педали восстановилась. Вот теперь хоть какие-то эмоции!

Впечатляющий старт с двух педалей вызывает улыбку. Полное наслаждение от процесса задерживается ненадолго, пока двигатель набирает обороты. Но после небольшой паузы приходит мощный подхват, и все 245 лошадиных сил и 370 Ньютонов метров крутящего момента, проходя через роботизированную коробку передач и дифференциал с блокировкой, разгоняют хэтчбэк до сотни за 6,4 секунды. При этом постоянно мерцает индикатор системы ESP. После 100 км/ч «Гольф» легко набирает скорость. Температура мотора повышается.

Машина отлично держится на дороге и в поворотах, рулевое управление четкое: угол поворота колес измеряется с точностью аптекарской дозы. Нажатие на тормоз, движение рулем в сторону поворота, раннее открытие газа, и Golf GTI входит в поворот танцем. Под сброс газа танец развивается скольжением задней оси. Вот теперь жарко!

Пройдёт ещё несколько дней и я полностью адаптируюсь к GTI. Даже начинаю воспринимать синтетический заменитель голоса мотора как норму. Главное, никогда не менять спортивный режим. Впрочем, даже если захочешь, не сможешь. Связываться с тачскрином медиацентра лишний раз не хочется. А вот сенсорные клавиши на руле взаимодействовать просят, даже если не собирался. Неаккуратно положил ладонь на тонкий обод руля — переключился аудиотрек.

Мне нравится компоновка сидений, хвалю обзорность и кресла, но полное отсутствие физических кнопок в повседневной московской пробке вызывает только раздражение. И искреннее недоумение! Ведь совсем недавно автомобили концерна Volkswagen Group по части эргономики могли поставить всех на место. А теперь даже блок управления светодиодными фарами сенсорный.







Размышления о Volkswagen Golf GTI могли бы закончиться здесь, если бы тест был одиночным. Но во время ругани на сенсоры и улыбки от прыжков по трассе появилось понимание: нужен соперник. Звонок в пресс-парк, оформление бумаг — и вот он: красный с белой крышей и черными полосками на капоте, с двумя большими выхлопными патрубками посередине — Mini John Cooper Works.

Вхожу внутрь, располагаюсь в кресле, кладу сумку на задний ряд сидений и замечаю, что места для кого-либо больше нет. Посадка ниже, но обзорность не хуже, чем в GTI. Интерьер такой же, как у меня в памяти от встречи с JCW в 2015 году. Только вместо стрелочных приборов скорости и оборотов перед глазами овальный цифровой дисплей со средненькой графикой, а вместо рычага механической коробки – джойстик автомата.

Медиацентр занимает большое круглое пространство, напоминающее аквариум. Рядом с ним кольцо из светодиодов меняет цвет при регулировке климата. Здесь множество физических кнопок и тумблеров. Нажимая мерцающий красным лепесток запуска мотора, провожу к жизни «Мини». Грубое, низкое рычание JCW после GTI удивляет и вызывая улыбку растягивает лицо в улыбке. Но где еще растянуть его после осмотра мимимишного салона?!




Сразу с парковки заряженный Mini выделяется своими особенностями по сравнению с «Гольфом». Толстый обод руля требует усилий. Выезжаю на дорогу – удар! Не ДТП, просто колесо Mini JCW размером 18 дюймов с Pirelli P-Zero (205/40) проехалось по стыку, напомнив о своей жесткости. Внешность принцессы Диснея со склонностью к БДСМ. Ну что же, дорогая, встряхнемся!






Двухлитровый «турбочетверка» B48 в нормальном или эко-режимах движения ведет себя спокойно. Восьмиступенчатый автомат ZF старается экономить топливо, не допуская лишних оборотов двигателя и переключаясь на более высокие передачи. Однако выбранный характер ни на что не влияет: жесткое шасси Mini JCW в любой момент напомнит о спортивных возможностях автомобиля, скрытых под экологическими масками.

Сразу переключаю всё, что возможно, в спортивный режим. Маленький автомобильчик, которого недавно пропускали вперед, превращается в настоящего монстра. Как Марго Робби в роли Харли Квинн из «Отряда самоубийц». Милая — пока не бьёт по затылку битой. Так и Mini JCW при легком нажатии правой педали бьет по затылку креслом.

Жесткий контроль позволяет подсчитывать трещины на асфальте и определять пятой точкой мусор: окурок, пробка от бутылки, фантик… На МКАДе страшно. Желание давить на правую педаль никуда не уходит. JCW гипнотизирует, заводит и доводит до состояния человека, потерявшего рассудок от азартной игры. Только в отличие от игровых автоматов, этот горячий хетчбэк умеет балансировать между точным гоночным инструментом и страстными ссорами любовников.

Рулевое управление чутко реагирует на малейшие отклонения. Дорогу читаешь как книгу. Ни одного намека на крены. Автоматическая коробка передач не такая быстрая, как DSG на GTI, но передачи переключает ударами. Коленвал постоянно вращается в зоне максимальной отдачи 231 «лошадь» и 320 Нм момента. Да, турбомотор у Mini JCW чуть слабее, чем у его немецкого аналога, но британский автомобиль с немецкой кровью легче на центнер и на три десятых секунды быстрее. Каждый выезд на нем – всплеск эмоций, труд и боль.


Десять лет назад, когда моя карьера в автожурналистике только начиналась, я бы с кулаками доказывал, что автомобиль должен быть таким и таким. Молодой человек внутри всё ещё сражается за жёсткие автомобили вроде Mini JCW, но для ежедневных поездок тело, покрытое десятилетним безразличием, усталостью, проблемами и лишним весом, просит чего-то мягче, например Golf GTI. Возникает конфликт интересов.
