Мика Хаккинен: взгляд в будущее

Мика Хаккинен: «Взглянем вперёд».
Заезд на гоночном треке под дождем — не лучшая идея…
— Как сказать. Сначала у вас есть отличный шанс проверить работу шин на мокрой дороге. Во-вторых… Когда я был ребенком и только начинал выступать в картинге, родители всегда считали, что тренировки под дождем — самое лучшее время для совершенствования навыков. Родители других ребят так не думали, и большинство моих сверстников прекращали тренировку с началом дождя.
Это пригодилось для выступлений под дождём и в «Формуле-1»?
На мокрой, скользкой дороге лучше чувствуется автомобиль, его настройки можно оценить более точно. Даже при обучении вождению сложные погодные условия могут сделать процесс более результативным. Если же для тренировок выбирать только комфортную солнечную погоду, то в будущем это не так эффективно для достижения успеха.
— Ранее считалось, что Айртон Сенна любит дождь. Сам же Сенна утверждал, что дождь ему не по душе как природное явление, но он мастерски управляет машиной в таких условиях.
Вероятно, почитателей дождя не так велико число. Однако усердная подготовка в трудных обстоятельствах позволит в дальнейшем без труда соревноваться даже на сухой площадке.
— Я не зря вспомнил Сенну — вы вместе выступали в «Формуле-1» с 1991 по 1994 год, и это был непростой, но очень интересный период. А нынешняя «Формула-1» вам нравится?
Сегодняшняя «Формула-1» интересна по-своему. Вы правы, что лучше оценивать отдельные периоды: в истории «Формулы-1» были и взлеты, и падения. Если говорить о сегодняшней «Формуле-1», мне нравится, что нынешние ее владельцы из Liberty Media очень много делают для зрителей. Это как магазин одежды: можно туда прийти и встретить скептический взгляд продавца — мол, зачем ты здесь? Но в хорошем магазине тебя встречают улыбкой, интересуются, чем могут помочь. В атмосфере гонок сейчас более доброжелательно к зрителям.
По поводу зрителей вы правы. Сейчас гонщиков накажут за смену агрегатов, иногда излишне строго карают за действия на трассе. Когда вы выступали, гонщик просто гонялся, а сейчас его результат зависит от множества внешних факторов.
— Здесь я полностью согласен. И не могу сказать, что это мне приятно. Наверное, наказания должны быть напрямую связаны с совершившим конкретное нарушение. Если команде необходимо заменить мотор, тем более если этот мотор не выпускает она сама, то почему за потерю мест на стартовой решетке наказывают пилота? Получается, если ваш сын или дочь провинились в школе, то мало того, что к директору вызвали всю семью, включая бабушек и дедушек, так им еще и дополнительное домашнее задание дали. Но с другой стороны, сейчас нам легко критиковать систему. Всегда должны быть определенные правила, и этим правилам следует следовать.
Впрочем, мне ближе гонки «Формулы-1» прошлых лет, в том числе 90-е, с вашим участием.
Сравнивая с ситуацией два года назад, «Формула-1» улучшается. В 90‑х условия для развития этого вида автоспорта отличались: допускались дозаправки, применялись шины разных производителей… Всё это давало шанс командам второго эшелона. Время неумолимо меняется, и остановить этот процесс невозможно. Не в силах изменить его, следует искать лучшее во всём и ценить то, что есть у «Формулы-1» сегодня. Я люблю вспоминать о прошлом, но важно жить настоящим и смотреть в будущее.
Изменились ли сами гонщики в «Формуле-1»? Нужна ли сейчас та же смелость, что была у пилотов прошлого века?
Трассы и машины из прошлого были значительно опаснее. Инженеры и руководители «Формулы-1» всегда стремились обеспечить безопасность, но только в рамках доступных технологий. Сейчас технологии развились намного дальше, и пилоты чувствуют себя защищенными. Жизнь пилота «Формулы-1» изменилась, но не стала легче: ему все равно нужно быть храбрым, разбираться в технике и обрабатывать огромное количество информации во время гонки. «Формула-1» определенно не стала проще.

Справка
Мика Хаккинен родился 28 сентября 1968 года в финском городе Вантаа. Начало карьеры гонщика было традиционным: картинг, младшие формулы. В «Формуле-1» дебютировал в 1991 году и два года выступал за команду Lotus. В конце сезона 1992 года подписал контракт с McLaren, но почти до конца сезона-1993 выполняет работу тест-пилота. С 1993 по 2001 год — призовой пилот Mclaren. Первую победу в «Формуле-1» одержал в 1997 году (Гран-при Европы). В 1998 году стал чемпионом мира, а на следующий год повторил успех. За время выступлений в Ф1 одержал 20 побед, 51 раз поднимался на подиум и 26 раз стартовал с поул-позиции.